Светлана Оруджова
Конспект НОД «Животные Севера»
Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях Севера зимой.
Задачи: углублять представление о животных Крайнего Севера; систематизировать представления об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру; развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику; развивать связную речь; воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру; воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Публикация «Конспект НОД „Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование: глобус; иллюстрации с животными Севера; загадки, презентация «Животные Севера»,
песня «Где то на белом свете»
Ход.
(Воспитатель вносит глобус)
- Ребята, вы знаете что это? (ответы детей)
- Правильно. Это глобус, модель нашей Земли. Как вы думаете, что обозначает этот голубой цвет?
(ответы детей)
- Правильно, это голубой цвет на глобусе означает водоёмы планеты Земля - моря, океаны, реки, озёра. Этого цвета, здесь на глобусе, очень много. Поэтому нашу планету называют «голубая планета». Кто обитает в водоёмах нашей планеты? (ответы детей)
- Правильно. Морские и пресноводные обитатели. Посмотрим вот на эту часть глобуса. Здесь экватор. Вдоль экватора всегда очень жарко. Вот это – Африка и там очень жарко. А какие звери живут в жарких странах?
- А теперь поднимемся выше. Почему здесь много зелёного цвета? (ответы детей)
- Верно. Здесь растет очень много деревьев. Какие деревья вы знаете? (дуб, береза, елка, сосна).
- А где растет много лиственных и хвойных деревьев? (В лесу, в тайге).
- Каких животных леса вы знаете? (ответы детей)
- Вот вам загадки. Внимательно слушайте.
Там очень - очень холодно, там всегда зима.
Там лежат холодные вечные снега.
Там медведи белые бродят круглый год.
Морж усатый медленно в полынье плывёт.
Отгадайте-ка ребятки, где находится отгадка? (На Севере)
- Правильно. Эта загадка о Севере. Вот здесь самая верхняя точка земли называется - Северный полюс. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что Северный полюс со всех сторон окружен льдами и океаном. Хотите послушать мой рассказ о Севере и северном полюсе? (Да).
- Я приглашаю вас в полярную экспедицию.
Рассказ воспитателя с презентацией
- Север ещё называют Арктикой. Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан. Большая часть Северного Ледовитого океана закована льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь.
- На северной части суше обитают в холодном климате разные животные. Это северный олень. Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову. Что находится на его голове? Какой он? (Ответы детей).
- Тело северного оленя покрыто волосяным по кровом. Он защищает его от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить ему сильные морозы. В морозную ветреную погоду олени сбиваются в плотные стада. Ведь на дальнем севере нет лесов и деревье, где можно было бы укрыться от непогоды. Чем же питаются северные олени? (травой, мхом, лишайником, ягелем).
- Зимой сильными копытами олени разбивают корку льда, раскапывают из – под снега мох – ягель. Летом питаются всевозможными травами, грибами.
- Вот мы видим, другое северное животное? Кто это? (Белый медведь).
- Какой он? (Ответы детей).
- Верно. Белый медведь – хищник. Это самое крупное хищное животное нашей планеты. У него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он нескользит на льдинах. Тело, как вы и сказали, покрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным. А шерсть необычная. Каждая шерстинка трубчатая, поэтому холод не добирается к телу белого медведя. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега. Услышать звуки добычи подо льдом, а запах добычи слышит даже за несколько километров. Как вы думаете, чем питается медведь? (Ответы детей)
- Да. Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
- Что – то холодно здесь на Севере. Нам надо с вами согреться.
Физминутка «Мишка» (движения выполняются соответственно тексту)
Топай мишка, хлопай мишка
Приседай со мною, мишка
Лапы вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись!
- Посмотрите! А вот еще кто то нас встречает. Кто это? (ответы детей)
- Морж – это тоже большое и сильное северное животное. Посмотрите, что есть у моржа? (Ответы).
- Правильно. Продолговатое туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Знаете, чем моржи питаются? (Рыбой, рачками).
- Посмотрите, а тут ещё одно животное севера. Кто же это? (Это морской котик)
- Морские котики тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на котика. Что у него вместо ног?
(Ответы детей)
- Верно, плавники, а не ласты. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Котик – водное животное, и как вы думаете, чем он питается? (Рыбой).
- Правильно, морской котик питается рыбой, разными морскими животными. А как вы думаете, почему детеныши морского котика белого цвета, для чего им нужен белый окрас? (Ответы детей)
- Правильно, для того что бы быть незаметным для хищников.
- Ребята, в ходе нашей северной экспедиции вы многое узнали. Так как вы думаете, что спасает от холода животных, которые живут на Севере?
- От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
- А нам, чтобы спастись от холода, нужно поиграть
Динамическая пауза.
Чтоб не зябли наши ручки мы похлопаем в ладоши
Вот как хлопать мы умеем, вот как ручки мы согреем.
Чтоб не мерзли наши ножки, мы потопаем немножко
Вот как топать мы умеем вот как ножки мы согреем.
Чтоб не мерзли наши щечки мы пощиплем их немножко,
Чтоб не мерзли наши ушки разотрем мы их ладошкой.
Вот теперь мы не замерзли не страшны нам холода веселимся мы всегда.
- Дети, наша северная экспедиция завершена. А чтобы проверить, кто в нашей экспедиции был внимательным и наблюдательным, вам загадаю загадки:
В бурном море по охотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим мы - на ластах? (Моржи).
В океане тёмно - синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга? (Олень).
- Молодцы. Все участники экспедиции были внимательными, смелыми. Что вам понравилось? Кого сегодня вы встретили в северной экспедиции?
- Всем спасибо.