Татьяна Герасим
Конспект НОД «Посылка для Машеньки. Арифметические задачи на сложение и вычитание»
Цель: Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание (с опорой на наглядный материал)
1. Обучающие задачи :
- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;
- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
-учить детей давать полный, развернутый ответ на вопросы по содержанию задачи
Публикация «Конспект НОД „Посылка для Машеньки, Арифметические задачи на сложение и вычитание“» размещена в разделах
2. Развивающие задачи :
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
4. Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстрации);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- поощрение, рефлексия.
5. Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: мультимедийный проектор; слайды с задачами; аудиозапись музыки из мультфильма.
Раздаточный материал: карточки с цифрами и буквами; касса счётных материалов; графический диктант.
Ход деятельности
Воспитатель: К нам сегодня в группу пришли гости, вы покажите им какие вы умные и сообразительные. Посмотрите, на моём столе лежит посылка. Когда мы уходили, посылки не было. Мы можем подойти посмотреть, потрогать если мы не знаем чей это предмет?
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Сейчас я позвоню на почту и всё уточню. Всё в порядке, ребята, это наша посылка. А кто прислал нам её сейчас узнаем.
Неожиданно заиграла музыка из мультфильма «Маша и медведь».
Воспитатель: Узнаёте музыку? Есть предположения от кого посылка? Правильно - от Машеньки! Ребята в посылке письмо. Послушайте, что пишет Маша.
Дорогие, ребята!
Я в этом году пойду в школу! Но, к сожалению, у меня очень мало знаний -я плохо считаю и совсем не умею решать задачи. А ещё, мой друг заяц не хочет учиться и отвлекает меня, нарисуйте ребята зайцу друзей, пусть играет, а я в школу хочу. Помогите мне пожалуйста, научите меня!
Ваша Маша
Воспитатель: Итак, у Маши к нам три просьбы:
1. Повторить счёт (выложить картинку для алгоритма);
2. Научить решать задачи (выложить картинку);
3. Нарисовать зайца (выложить картинку).
-Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (ответы детей)
- Так как Маша плохо считает, повторим порядковый счёт, а теперь обратный.
Воспитатель: А теперь проведём разминку-«Кто быстрее сосчитает».
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята обратите внимание на слайд. Я предлагаю вам пересчитать картинки. Ответьте, пожалуйста, только помните правило, нужно отвечать полным предложением. Каким по счёту стоит вертолет? Автобус? Грузовик? На каком месте стоит велосипед? Пароход? Воздушный шар? Молодцы!
Воспитатель: Теперь нужно учить Машу решать задачи. Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ). Посмотрите на слайд. Составление задачи по картинке :
- Кто изображен на первой картинке?
- Кто на второй?
- Сколько принцесс танцевали на балу?
- Кто к ним присоединился?
-Какое условие к задачке можно составить? (На балу танцевали 3 принцессы и один принц).
-Какой вопрос зададим? (Сколько человек танцевало на балу).
-Каким будет решение? (3+1=4)
-Что скажем в ответе? (На балу танцевало 4 человека).
Воспитатель: А теперь задача на вычитание. Внимание слайд:
Ответы детей.
Воспитатель: Следующая задача на сложение. Внимание на слайд:
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю отдохнуть, выходите ко мне.
Снег летит, летит
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)
Воспитатель: Ребята, скоро многие из вас пойдут в школу. Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, предполагать. А также решать необычные задачи, выполнять задания на ориентировку в пространстве и сообразительность. Маша просила нас нарисовать зайцу друзей. Я предлагаю вам выполнить графический диктант.
Раздать детям листочки в клеточку.
Воспитатель: Молодцы, выполнили правильно – это заяц.
Воспитатель: Ребята, проверим, все мы просьбы Маши выполнили, смогли мы ей помочь? (ответы детей). Сейчас время определить, как вы сегодня работали. Я предлагаю вам оценить свою работу.
• Зелёный круг – я работал в полную силу;
• Жёлтый круг – я мог бы работать лучше.
Ожидаемый результат: знать порядковый счёт до 10; уметь составлять, решать простые арифметические задачи; уметь грамотно отвечать на вопросы; уметь ориентироваться в пространстве; иметь логическое мышление, стремление к знаниям, умение работать в группе, усидчивость.