Раисат Магомедова
Конспект НОД «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей средней группы (4-5 лет) «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь».
Автор: воспитатель Магомедова Раисат Султанмурадовна МБДОУ «Золотая рыбка» г. Сургут ХМАО.
Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о жизни коренного населения народов Ханты – Манси;
- закрепить представления детей о растительном и животном мире родного края.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь“» размещена в разделах
- развивать художественное восприятие и воображение детей - развивать у детей речевую активность и познавательный интерес;
- развивать двигательную активность посредством народных игр.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину;
- воспитывать бережное отношение к родной природе, воспитывать нравственные чувства, и уважение к жизни народов ханты и манси.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» - развитие кругозора и познавательно исследовательской деятельности в природе.
«Речевое развитие»- развитие коммуникативных способностей детей.
«Художественно – эстетическое развитие»- приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного творчества.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
Демонстрационный материал:
Национальная кукла Хомани, олень Айхо, чум, нарты, картинки северных птиц, фигурки животных, презентация «Северная ягода».
Атрибуты:
Декорация поселения северного народа Ханты и Манси, декорация леса, импровизированная река и болото, ведёрки, удочки, магнитные рыбки, колокольчик, ягода (клюква, сахар, вода, кружечки, тонированные листы бумаги и пальчиковая гуашь по количеству детей.
Планируемые результаты развития интегративных качеств:
Ребёнок интересуется животным и растительным миром, проявляет активность, любознательность и эмоциональность; с удовольствием вступает в общение со взрослыми людьми и сверстниками; с огромным желанием откликается на интересные, выразительные, эстетические образы и создаёт простейшие изображения; умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Предварительная работа:
Составлен план, разработано занятие, подготовлена слайдовая презентация.
Для работы с детьми был подобран иллюстративный материал, красочные книги, фотографии по теме занятия, были разучены национальные игры.
I. Вводная часть. (3 мин)
1. Организационный момент.
Его цель - собрать детей, настроить на положительные эмоции, вызвать интерес к данному виду деятельности, и подвести их к теме и цели занятия.
Приветствие.
Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
-Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.
Художественное слово.
Воспитатель рассказывает стихотворение «Родина» В. Степанова.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзы у дороги,
По которым мы идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
2. Сюрпризный момент.
Стук в дверь – под музыку северных народов приходит в гости кукла Хомани.
Воспитатель:
-Ой, ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости приехала хантыйская девочка, её зовут Хомани, а её друга оленёнка зовут Айхо.
Хомани:
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Хомани. (Дети здороваются с куклой в национальной одежде).
-Ребята скажите, вы знаете как называется наш край? (ответы детей)
-А где находится наш край, на севере или на юге? (ответы детей)
-Мои маленькие друзья, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-Я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю.
(Переход к основной части)
II. Основная часть. (15 мин.)
(Направлена на развитие у детей познавательного интереса, речевой, двигательной активности и творческих способностей).
1. Мотивационный момент.
Звучит фонограмма мелодии народов севера.
Воспитатель:
-Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Музыку, которую вы слышите ребята, напоминает мне звучание песен народов ханты и манси.
Хомани подводит детей к жилью народов севера, к чуму, где ведётся беседа, которая направлена на развитие у детей познавательного интереса.
- Чем занимаются народы Севера.
- На чем передвигаются народы Севера.
- Что такое чум и как устроен.
- Что такое нарты.
В ходе образовательной деятельности организовывается подвижная национальная игра «Хейро» (солнце).
(Игра нацелена на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач).
Играющие ходят по кругу и зовут солнышко:
-«Хейро, Хейро»
Водящий «солнышко», сидит в кругу. Затем, солнышко просыпается и ловит ребят.
По окончанию игры дети снова слышат манящие звуки природы, и Хомани приглашает нас в лес.
2. Создание проблемной ситуации.
(Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы).
Хомани:
-Мы с вами в лесу. Но лес, кажется, каким то грустным, не видно не одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах.
Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями.
Педагог хвалит детей за выполненное задание и использует физкультминутку «Звери шли на водопой». (Предупреждает утомление и восстанавливает умственную работоспособность).
Хомани:
-А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей).
Девочка Хомани предлагает дидактическую игру, «Какая птица лишняя и почему?»
(Игра учит детей замечать ошибки, развивает наблюдательность, умение доказать правильность своего суждения).
Увлекательное путешествие продолжается. Дети идут на шум воды и подходят к импровизированной реке. Проводится дидактическая игра соревновательного характера «Рыбаки». Игра сопровождается беседой направленной на обогащение словаря детей за счёт расширения представления об обитателях рек.
(Педагог подбадривает детей похвалой за хорошие знания и умение ловить рыбу).
Кукла Хомони с ребятами услышав кваканье лягушек понимают, что загадочная природа нашего края привела их на болото. Но дорога к нему не легка. Проводится игра «Не промочи ноги».
(Игра направлена на развитие координации движений, на повышение работоспособности детей, на развитие воображения).
Хомани:
-Вот мы и пришли. А вы знаете, что растёт на болоте? (ягоды).
Давайте вспомним, какой ягодой богат наш край. А поможет нам в этом, чудо экран с картинками.
При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны.
(Педагог делает вывод, что северная ягода настоящее богатство нашего края).
Оленёнок Айхо, друг Хомани, звонит в свой колокольчик, это говорит о том, что пора возвращаться в детский сад.
Сюрпризный момент.
Цель:
вызвать чувство удивления и восторга.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, Айхо приготовил для нас сюрприз, ведёрко с ягодой клюквой. Давайте попробуем ягодки, ведь мы свами знаем, что эта ягода богата витаминами (дети пробуют).
-Ой, какая она кислая! (воспитатель наводящими вопросами подталкивает детей к тому, что нужно в клюкву добавить сахар, добавив сахар и воду, у нас получается вкусный, полезный морс).
III. Заключительная часть (3мин)
Заключительная часть направлена на положительный результат выполнения заданий, на создание ситуации успеха и положительное отношение детей к образовательной деятельности.
В конце образовательной деятельности педагог подводит итог работы детей, обобщает полученные знания с помощью вопросов (Понравилось ли ребятам путешествовать по родному краю? О чём рассказывала хантыйская куколка Хомани? Какие богатства хранит наш край? Как народы севера называют солнце) делает вывод, что дети понимают в чём богатство нашего Северного края, и испытывают чувство гордости за свою малую родину.
Педагог и кукла Хомани благодарят детей, и дарят им книги из серии «Своими руками».