Гузалия Чумарова
Конспект НОД «Полёт в космос» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Расширять представления детей о профессии космонавта; продолжать знакомить с освоением космического пространства; знакомить с планетами. Обогатить словарь (созвездия, карта звёздного неба). Показать зависимость температуры планеты от расстояния до Солнца. Дать представление о звёздах (их численности, размерах) и созвездиях.
Развивать внимание, творческую фантазию, образное мышление.
Воспитывать чувство уважения к покорителям космоса.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, музыка, чтение художественной литературы.
Публикация «Конспект НОД „Полёт в космос“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование. Модель Солнечной системы, карточки с условными изображениями звёзд (по размеру – большие и маленькие, по цвету – жёлтые и красные, карточки с изображением групп звёзд, соединённых пунктирными линиями, оборудование для проведения опытов, аудиозаписи «космической» музыки, пластмассовое ведро с привязанной к ручке верёвкой, мягкие модули для постройки космического корабля.
Ход НОД:
Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.
Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? (О планете Луна.). Скоро наша страна отмечает «День космонавтики».
Воспитатель показывает портрет Ю. А. Гагарина и спрашивает: «Знаете кто это?»
Дети: Ю. А. Гагарин.
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о Ю. А. Гагарине?
Дети: Это космонавт, который первый полетел в космос.
Воспитатель: 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин первый совершил полет в космос. Впервые в истории человечества был выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Сегодня мы будем говорить о планетах Солнечной системы. Я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку.
Шар воздушный золотой
Над рекой остановился.
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
Воспитатель: О чём это загадка?
Дети: Солнце
Воспитатель: Правильно это солнце. Что такое солнце, какое оно?
Дети: Солнце – огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет, даёт жизнь людям, растениям, животным.
Воспитатель: Но на самом солнце жизни нет, там очень жарко. Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?
Дети: Да.
Воспитатель: У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте (читает стихотворение и выставляет изображения Солнце и планет Солнечной системы).
Мы тему беседы давайте наметим:
Планеты вкруг Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит весь хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех – великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы.
Малы и холодны, но их различим мы:
Уран, Нептун и крошка Плутон.
Сколько же планет в семье Солнца?
Дети: Девять планет.
Воспитатель: Семью солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет Солнечной системы. (Воспитатель произносит первый слог названия планеты, дети – остальные слоги.)
В семье солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг солнца.
Ребята, дорожка, по которой движется планета, как называется?
Дети: Орбита.
Воспитатель: Подойдите к доске и рассмотрите схему Солнечной системы. Сколько дорожек – орбит вокруг солнца? (Ответ детей.) Да, столько же, сколько и планет, - девять. Посмотрите внимательно: дорожки – орбиты все одинаковые или вы заметили какие - то различия?
Дети: Они различаются по длине.
Воспитатель. Хочу открыть вам один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадёт, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на солнце? Покажу вам один фокус. (Можно привлечь к опыту ребёнка.)
Опыт. Воспитатель кладёт в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро - шарик падает. Вращает ведро на верёвке, постепенно поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.
Воспитатель. Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в космос? Где бы вы хотели побывать? (Ответы детей).
Воспитатель: Что берут с собой в дорогу путешественники?
Дети: Карту, компас, бинокль, часы, еду.
Воспитатель: И мы с собой в космическое путешествие возьмём карту, но только не обычную, а вот атакую. (Показывает модель Солнечной системы.)
Ещё раз внимательно посмотрите на модель, и скажите, какая планета находится ближе всего к солнцу.
Дети: Меркурий.
Воспитатель: Как вы думаете, какая погода на этой планете?
Дети: Там очень жарко.
Воспитатель: Да, поверхность Меркурия раскалена сильнее, чем сковорода на плите.
Ребята, можно ли совершить посадку на эту планету?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему этого нельзя сделать?
Дети: Это опасно, там нет воздуха и воды, днем очень жарко, а ночью холодно.
Воспитатель: Какая планета находится дальше всего от Солнца? (Плутон.) На этой планете гораздо холоднее, чем на Северном полюсе, ведь ей достается меньше всего солнечных лучей.
Итак, чем ближе планета к Солнцу, тем она горячее. И чем дальше планета от Солнца, тем она холоднее.
А вот послушайте, что рассказывает планета Венера о себе:
В Солнечной системе я вторая планета. На мне всегда пасмурно, потому что я окружена облаками. Люди считают меня ужасной планетой, ведь на мне бушуют ветры, грохочут грозы и сверкают молнии, а из облаков выпадают кислотные дожди. Поверхность у меня очень темная, будто засыпана сажей. Когда – то здесь были действующие вулканы, которые извергали огненную лаву. Воздух вокруг меня есть, но он, увы, ядовитый. К тому же невыносимо жарко и душно.
Воспитатель: Ребята, можно ли совершить посадку на Венере?
Дети: Нет.
Опыт «Извержение вулкана»
Воспитатель показывает макет вулкана и говорит:
- Вот так в настоящее время выглядят вулканы на планете Венера. А когда то они извергали огненную лаву, которая расползалось по всей планете. («Вулкан» заранее наполнен до половины емкости содой, смешанной с красным пищевым красителем.) Воспитатель добавляет туда несколько ложек уксуса. Получившаяся реакция напоминает извержение вулкана.
Воспитатель. Ну что ребята, хотите полететь в космос?
Дети: Да.
Воспитатель: На чём – же мы полетим?
Дети. Надо построить ракету. Нет, лучше космический корабль!
Воспитатель. Давайте построим один большой космический корабль. Превращаемся в конструкторов и техников. За работу!
Дети с воспитателем строят космический корабль из мягких модулей.
Воспитатель. Корабль готов! Как вы думаете, каким должен быть космонавт? Дети. Космонавт должен быть сильным, выносливым - ведь его ожидают перегрузки. Космонавт должен быть умным, потому что управлять космическим кораблём очень трудно.
Воспитатель. Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и простоять так на счёт 1-10. Приготовились, начали! Считаем: 1,2.3,4.5,6.7.8.9.10. (Дети выполняют задание.) Молодцы, справились.
-Надеваем комбинезон, скафандр, перчатки. С вами говорит руководитель управления полётами. Космическому экипажу к старту приготовиться!
1. Занять места.
2. Пристегнуть ремни.
3. Начинается отсчет времени: 10,9,8,7.6.5.4.3.2.1, старт!
4. Преодолеваем земное притяжение.
5. Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни! Чувствуете состояние невесомости?
6. Давайте посмотрим в иллюминатор на нашу красивую Землю.
-Что это за голубые пятна на её поверхности?
Дети: Это вода, океаны.
Воспитатель: Что вы видите кроме воды?
Дети: Сушу
Воспитатель. Как называется спутник Земли, который мы можем каждый день наблюдать на небе?
Дети: Луна.
Воспитатель: Хотите высадиться на Луну?
Дети. Хотим!
Воспитатель. Тогда надевайте скафандры и вперёд!
-Надо передвигаться по поверхности Луны очень осторожно. Нельзя делать резких движений, а то можно далеко улететь. Если прыгать, поднимется много пыли. Можно не заметить лунные кратеры и свалиться туда.
Разминка. Звучит аудиозапись музыки в замедленном темпе. Дети двигаются плавно, с замедленными движениями рук и ног.
Воспитатель. Садитесь в ракету. Летим дальше. Теперь предлагаю выйти в открытый космос. Посмотрите, как много звёзд вокруг! Звёзды – это огромные светящиеся шары, похожие на Солнце, они бывают разного цвета: красные, жёлтые, белые, голубые. Если звезда горячая её цвет жёлтый, а если холодная – красный.
Как вы думаете, звёзды двигаются по небу? (Предположения детей.) Звёзды никогда не блуждают по небу. И чтобы не считать один и те же звёзды и не путать их, люди ещё в древности поделили звёзды на группы – созвездия, которые напоминали им животных, людей, предметы.
Воспитатель: Нам пора возвращаться.
Дети занимают места в корабле.
Воспитатель. На какой планете мы живём?
Дети. Мы живём на планете Земля.
Воспитатель. Нравится вам наша планета?
Дети. Да, нравится.
Воспитатель. А чем она вам нравится?
Дети. На Земле есть воздух, вода, тепло. Здесь прекрасные леса, реки, горы. На нашей планете водятся разные интересные животные. На Земле много красивых городов, и больших, и маленьких. Мы здесь родились.
Воспитатель. Молодцы, вы всё сказали правильно.
Вот мы и вернулись домой, на Землю. Будем же любить и беречь нашу планету!