Татьяна Шувалова
Конспект НОД «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цели: ознакомление детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира.
Задачи: Повышать уровень развития ребенка, расширять представления детей о почве, ее составе, взаимозависимости почвы, растений, животных. Закрепить знания о представителях животного мира почвы. Развивать познавательный интерес. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, уточнить состав почвы. Способствовать развитию речи, внимания, воображения, восприятия. Продолжать учить детей делать выводы на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы; уважительное отношение к труду; бережное отношение к природе. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Публикация «Конспект НОД „Почва и подземные обитатели“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»; Беседа по содержанию сказки; Беседа о животных, Наблюдение в природе за дождевыми червями и жуками.
Используемые приемы, технологии обучения, методы : ИКТ, игровая, экспериментирование, сотрудничество; беседа с детьми, рассказ, разъяснение, наблюдение, использование демонстрационного материала, обсуждение, поощрение.
Используемые формы познавательной деятельности детей: опыт, групповая работа, индивидуальная, игра.
Оборудование и материалы: (демонстрационные, раздаточные материалы, Мультфильм «Путешествие дождевого червячка».
Основные источники информации: ПК; презентация: «Состав почвы».
Для опытов: почвы, стаканы с водой, лупы; фартук нарукавники; подносы; палочки; влажные салфетки на каждого ребенка; клеенки.
Прогнозируемый результат: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.
Ход деятельности:
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни,
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд,
Каждый здесь другому рад.
Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы. Ребята, поздоровайтесь с гостями и присаживайтесь на стульчики
Воспитатель: Ребята, послушайте и о чём идёт речь. Самый верхний слой земельный. В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, как ее все называют?
Дети : Почва.
Воспитатель: Почва – это земля. Мы привыкли её так называть, потому, что наша планета так называется. А под ногами у нас почва- это её правильное название. Тема нашего разговора – почва и ее обитатели.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний, плодородный слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
- Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветра, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились все шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. Так в этот слой попадали другие семена растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозема. Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет.
Воспитатель: Ребята, наверное, вы хотите узнать, как живут разные живые существа под землей. Как там можно дышать? Есть ли там воздух? - Чтобы узнать, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию. Где мы проведем опыты.
Организуется опытническая деятельность.
Воспитатель: Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять рабочие места, надеваем фартуки и нарукавники. (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов).
Воспитатель: Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы (показ знаков- правила поведения в лаборатории).
1. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4. Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем месте.
Опыт №1.
1. Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.
Есть ли в земле, где обитают различные животные воздух?
2. Прогнозирование действий (планирование процесса).
Взять стакан с водой и бросить туда комочек почвы.
3. Реализация замысла.
Возьмем колбу с водой и положим туда комочек почвы.
4. Получение продукта деятельности, значимого для ребенка.
Из почвы выходят пузырьки, значит, в почве есть воздух.
Вывод: в земле есть воздух и животные им дышим. Для жизни нужен воздух, и на земле, и под землей.
Воспитатель: Верхний слой земли называется почва. Она бывает разная. А вы знаете, из чего состоит почва?
Опыт № 2.
1. Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.
Из чего состоит почва?
2. Прогнозирование действий (планирование процесса).
Взять комочек земли, помять его в руке, опустить в банку с водой и дать воде отстояться. Рассмотреть, что лежит на дне стакана. В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности земли.
3. Реализация замысла.
Помять кусочек земли в руке, определить, какая она на ощупь. Опустить землю в банку с водой и дать воде отстояться. В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности воды.
4. Получение продукта деятельности, значимого для ребенка.
На дно стакана опустился песок, глина и камешки. На поверхности воды плавают травинки, листики, веточки. Почва состоит из элементов живой и неживой природы.
Рассматривание почвы с помощь лупы. (камешки, крупинки, песок, остатки насекомых, растительность.
Вывод: в почве есть то, что нужно животным для жизни: траву, листочки едят подземные жители, веточками, камушками укрепляют норки, да и растения могут расти только в земле.
Опыт № 3.
Воспитатель: А в почве есть вода? Давайте проверим?
Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем (на столе)
Что осталось на салфетке? (влажное пятно)
Вывод: в почве есть вода, поэтому и растут растения.
Откуда же она берется в почве?
Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива.
Воспитатель: Все правильно. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
А сейчас давайте отдохнем.
Проводится физкультминутка.
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.
Воспитатель: Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва. А какие вы знаете пословицы о земле?
1. «Без хозяина земля - круглая сирота»,
2. «В землю не положишь - и с земли не возьмешь»,
3. «Где нет земли, там нет травы»,
4. «Нет земли краше, чем страна наша».
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим мультфильм о подземных обитателях. (просмотр мультфильма «Путешествие подземного червячка»)
Воспитатель: Ребята! Мы посмотрели мультфильм и увидели, что под землей кроме червяков, которых мы видели на поверхности земли, наблюдали на прогулке, там живет целый подземный мир. Они делают в почве ходы, чтобы она дышала, и по этим ходам идут корни растений. Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной.
Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что такое почва?
Дети: Почва – это верхний, плодородный слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений.
Воспитатель: Из чего состоит почва?
Дети: Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
Воспитатель: кто обитает в почве?
Дети: Кроты, червяки, мелкие животные, клещи, слизни, муравьи, землеройки, жуки. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее и в почву лучше проникают воздух и вода.
Воспитатель: Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
Дети: Не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, не разбрасывать мусор оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.
Заключительная часть:
Воспитатель: Какие вы молодцы, любознательные дети! Подумайте, как мы сможем исследовать почву на прогулке!