Елена Кисилева
Конспект НОД по экспериментированию «Волшебные шарики» в старшей группе
Конспект НОД по экспериментированию на тему «Волшебные шарики» в старшей группе.
Цель: формирование представления о статическом электричестве.
Образовательные задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимодействия с окружающими предметами, проводить опыты, используя необходимые материалы.
Развивающие задачи: развивать стремление к опытно-экспериментальной деятельности, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Волшебные шарики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздушный шарик. Опыты и эксперименты с шарами
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: надутые воздушные шары, кусочки шерстяной и синтетической ткани, кусочки натурального меха, емкости с конфетти из бумаги и фольги, овсяными хлопьями, солью, шариками из пенопласта, детские столы, стол на высоких ножках (или полки, две подставки и натянутая веревка между ними, экран, проектор, ноутбук, мольберт, таблицы-схемы, листы для фиксации результатов опытов.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, что необычного вы заметили? (много воздушных шаров) Может быть сегодня какой-то праздник? Как вы думаете, для чего они нужны?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы увидели, что все шары лежат внизу, а один шарик забрался куда-то наверх? Он какой-то не такой как все? Давайте его снимем и рассмотрим.
Как же он попал наверх? Можно ли его обратно прикрепить?
Дети пытаються прикрепить шарик на стену.
Воспитатель: Смогли? Почему не смогли? (не знают, какая сила удерживала шар наверху)
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, вы этого не знали. Так что же вам надо узнать? (С помощью чего шарик прикрепляется к полке). Как мы это сможем узнать?
Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочется узнать?
Ответы детей. (спросить у того, кто знает)
-Давайте спросим у того, кто однажды полетел на воздушном шарике, чтобы добыть мед. Кто же это?
Показ сюжета про Каркушу.
Воспитатель: Что происходит с шариком, когда его натирают?
Ответы детей (электризуется, заряжается)
Воспитатель: Чем его натирают? Как долго надо тереть? До какого числа будем считать при натирании?
Воспитатель: Предлагаю сегодня вам самостоятельно провести опыты с шариком. Сможете?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте подумаем вместе, что вы сейчас будете делать? Как вы будете проводить опыты? Давайте определим порядок действий.
На доске выставляется схема-алгоритм из 4-х действий, озвученных детьми: взять шарик, долго тереть об нужный материал, приложить, не касаясь, к насыпанным на тарелку легким предметам, сделать вывод об увиденном: сказать, что увидели и объяснить, почему так получилось.
Воспитатель: В нашей группе мы устроим лаборатории, в которой будем проводить по очереди каждый эксперимент. У нас есть 4 стола, на каждом из которых располагается оборудование для опытов. Нам нужно определить, в каком порядке мы будем проводить опыты.
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы узнаете, что у вас все получилось?
Ответы детей. (предметы прилипнут к шарику)
Дети поочередно подходят к каждому столу для проведения опытов. Дети рассказывают, что делали по алгоритму, что наблюдали и делают вывод: под действием заряженного шарика предметы, лежащие на тарелке, притянулись.
-Теперь повесим их рядом. Что вы видите? Почему шарики отталкиваются, «ссорятся»? (Если дети не высказывают верного объяснения, воспитатель просит вспомнить опыт, когда один магнит «убегал» от другого).
Воспитатель: Правильно, шарики отталкиваются, потому что у них заряд одного знака. Нарисуйте стрелками направление их движения.
Давайте вернемся к тому шарику, который привлек наше внимание в самом начале. Где он? Кто помнит, что с ним произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь мы можем объяснить, почему он висел наверху? Кто нам об этом рассказал? Чем мы занимались сегодня? Что вы узнали нового? Чему научились? Вы можете повесить шарик обратно? А другие шарики? Как вы это сделали? Что вы узнали нового, чтобы сделать это? Вы сможете провести такие опыты дома, показать их своим друзьям.