Анна Абдрахимова
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности с элементами лепки «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с элементами лепки «Извержение вулкана»
Автор: Абдрахимова Анна Александровна
Организация: МДОУ №12 п. Мирный
Населенный пункт: Челябинская область, Сосновский район
Цель: ознакомление детей с природным явление-Вулкан.
Задачи:
1. Познакомить детей с природным явлением – вулкан;
2. Расширять перспективу развития поисковой - познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Публикация «Конспект экспериментально-исследовательской деятельности с элементами лепки „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, организованность, самостоятельность)
4. Закрепить навыки налепливания пластилина на форму.
Материал:
Макет вулкана, поддон,; сода, уксус; красная краска, моющая жидкость; пластилин; чайная ложка, пипетка.
Ход занятия:
1. Мотивация:
В-ль: Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится?
Посмотрите, ребята, в посылке еще есть письмо. Открываем, читаем.
Письмо: Здравствуйте, дорогие друзья, группы Пятнашки. Пишет вам группа ученых исследовательского центра России. Мы знаем, что у вас эта неделя посвящена науке и всякого рода исследованиям. Поэтому предлагаем вам побывать в роли исследователей и определить, что это за предмет, откуда его берут и как используют в жизни. Отправляем Вам подсказки и руководство по использованию предметов из посылки. Удачи вам наши маленькие исследователи!
Открываем (там лежит пемза) – Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет?
РАССМАТРИВАЕМ. (рассуждения, предположения детей).
В-ль: Итак первая подсказка, послушайте:
Гора стоит, из нее дым валит, потом шум, да гром – все горит кругом. (вулкан)
Посмотрите в коробке лежит ответ на эту загадку. Макет вулкана. Как может быть связан вулкан и этот предмет? Кто-нибудь уже догадался?
Ребята, вам интересно узнать, что же это, все-таки, за предмет?
Тогда, мы постараемся выяснить это. А также узнаем, Что такое ВУЛКАН, и как он связан с предметом-загадкой.
2. Легенда
В-ль: Ребята, я знаю легенду про вулкан. Хотите я вам ее расскажу?
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля… Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.
А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан? У меня есть картинки с изображениями разных вулканов «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся.
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
- А на что похож вулкан? (Вулкан это большая гора с крутыми склонами.)
- Какой формы вулкан? (конус).
На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Интересно! А хотите увидеть извержение вулкана?
3. Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана?
А где можно делать опыты? (в лаборатории). Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта).
В лаборатории у нас все готово для проведения опытов.
Давайте посмотрим:
Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему в письме от ученых (воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта).
Насыпаем ложку соды.
Добавляем красной краски 5 капель моющей жидкости (пипеткой)
А теперь внимание! Эта жидкость секретный ингредиент. Он очень опасный, работать с ним может только взрослый.
Когда все компоненты, кроме уксуса в вулкане – надо отойти подальше от вулкана (дети наблюдают извержение)
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.
Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изображали вулкан…
… а про наш загадочный предмет немного забыли, что же это все-таки такое?
Может, кто-то все-таки догадался (ответы-предположения детей).
Может наши гости нам помогут? Это пемза – застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток.
Ребята, а вы хотите себе домой вулкан, чтобы с родителями вместе сделать опыт? Я вам предлагаю изготовить макет вулкана и забрать его вечером домой.
На столах у вас есть пластилин нужного цвета и заготовки из пластиковых стаканчиков. Вам необходимо при помощи пластилина облепить стаканчик и придать ему форму горы. Показ детям готового образца и пошаговый показ выполнения работы воспитателем.
7 В-ль: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам было интересно?
- Что понравилось больше всего?
- А что вы нового сегодня узнали?
Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!
Приложение.
Письмо: Здравствуйте, дорогие друзья, группы Пятнашки. Пишет вам группа ученых исследовательского центра России. Мы знаем, что у вас эта неделя посвящена науке и всякого рода исследованиям. Поэтому предлагаем вам побывать в роли исследователей и определить, что это за предмет, откуда его берут и как используют в жизни. Отправляем Вам подсказки и руководство по использованию предметов из посылки. Удачи вам наши маленькие исследователи!