Татьяна Дёмина
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Свойства воды»
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания детей о назначении воды и некоторых ее свойствах, показать где, и в каком виде существует вода в окружающей среде;
• расширить знания детей о различных природных явлениях (снег, дождь, иней, роса);
• учить детей делать выводы на основе опытов;
• систематизировать знания детей о переходе воды из одного физического состояния в другое;
Развивающие:
• развивать речь, мышление, память детей.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Предварительная работа: беседы о воде, наблюдения.
Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, сахарный песок, песок, кусочки льда, комочки снега, электрочайник, стекло, зеркальце, акварельные краски.
Демонстрационный материал[/b]: иллюстрации о воде.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, чайные ложки, кусочки льда, комочки снега.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Вода в природе бывает разная. Вода – это озёра и реки, моря и океаны. Кажется, что воды на Земле очень много ее должно хватать всем. Но это не так – пресной воды, которой мы пользуемся каждый день, на планете не так много. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. Дети, подумайте и скажите, где мы используем воду?
Дети: Вода нам нужна, чтобы умываться, купаться, стирать одежду, готовить еду, мыть посуду, пить и т. п.
Воспитатель: Правильно, мы не можем прожить без воды и дня. Так давайте же мы с вами сегодня договоримся, что будем бережно относиться к воде и будем напоминать об этом нашим близким.
А сейчас отгадайте загадки: «В огне не горит, и в воде не тонет» Что это?
Дети: Это лед.
Воспитатель: Правильно. Вторая загадка:
«Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке
Все сквозные вырезные
А Возьмешь – вода в руке?»
Дети: Это снежинки.
Воспитатель: Третья загадка:
«Растет она вниз головой
Не летом растет, а зимой
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет».
Дети: Это сосулька.
Воспитатель: Правильно ребята, а скажите, что же так умеет превращаться?
Дети: Так умеет превращаться вода.
Воспитатель: Получается, что вода – волшебница. Она бывает в разных состояниях. Вот послушайте стихотворение «Умелая вода»:
2
Может течь вода ручьем
Быть и льдом и снегом
А еще она дождем
Может капать с неба.
Может белым паром стать
Облачком пушистым
И на травку оседать
Каплей серебристой.
Сегодня, дети, мы познакомимся со свойствами воды. Для этого мы проведем с вами несколько опытов, побудем юными учеными.
Опыт 1: «Вода прозрачная»
Перед детьми стоит стаканчик с водой, чайная ложка.
Воспитатель: Дети, положите ложку в стакан с водой. Что вы видите?
Дети: Ложку хорошо видно, значит вода прозрачная.
Воспитатель: А теперь я положу ложку в стакан с молоком.
Дети: А сейчас ложку не видно, молоко не прозрачное.
Опыт 2: «У воды нет вкуса».
Воспитатель: Дети, отпейте немного воды. Есть ли у воды вкус?
Дети: У воды нет вкуса.
Опыт 3: «У воды нет запаха».
Воспитатель: Дети, понюхайте воду, скажите, пахнет ли она?
Дети: Нет, у воды нет запаха.
Опыт 4: «Лёд – это твердая вода».
Воспитатель: Дети, у вас на блюдцах лежат кусочки льда, они в тепле уже немного растаяли и превратились в воду. Значит лед – это тоже вода, только в твердом состоянии. А что можно сделать, чтобы лед превратился в воду быстрее?
3
Дети: Подержать в руках, положить в теплую воду.
Воспитатель: Посмотрите, дети, у меня на блюдце лежит снег, он в тепле тоже превращается в воду. Что это значит?
Дети: Что снег это тоже вода.
Опыт 5: «Вода жидкая – может течь».
Воспитатель: Посмотрите, я переливая воду из одного стакана в другой. Льется вода?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Д: Потому что вода жидкая.
Воспитатель: Правильно. Если бы вода не была жидкая, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана.
Физминутка
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Зайка по полю бежит.
И ушами шевелит.
Тук-тук, дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай.
Лапу мне давай.
Воспитатель: А теперь тоже самое, только чуть быстрей.
Опыт 6: «Пар – это тоже вода».
Взять электрический чайник, приоткрыть его и показать, чтобы дети увидели пар.
Воспитатель: Дети, что вы видите над чайником?
Дети: Мы видим пар.
Воспитатель: Посмотрите, я держу над паром зеркальце, на нем появились
4
капельки воды. Значит пар – это тоже вода.
Опыт 7: «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет».
В стакан с водой положить сахар, размешать и дать попробовать ребенку.
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: Значит сахар растворился.
В другой стаканчик насыпать обычный песок и размешать его.
Воспитатель: Что произошло с песком?
Дети: Песок не растворился, а вода стала грязной.
Опыт 8: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Дать двум детям стаканчики с разной водой. Пусть попробуют пальчиком воду и определят, в каком стаканчике какая вода.
Воспитатель: В реках, озерах и морях тоже бывает вода разной температуры. Как вы думаете, где больше растений, в холодных морях или в теплых?
Дети: В холодных морях и реках живет меньше животных и растений.
Подведение итогов:
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами познакомились со свойствами воды. Давайте повторим их.
Дети: Вода жидкая, прозрачная, без запаха и вкуса, не имеет формы. Вода может превращаться в лед, снег, пар. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет. Она бывает холодной, теплой, горячей.
Воспитатель: В заключении хочу сказать, что мы увидели какими разными свойствами обладает это загадочной вещество нашей планеты. И могу добавить, что еще далеко не все свойства воды изучены. И кто знает, может кто-то из вас станет ученым и заинтересуется этим вопросом. А сейчас возьмите краски, бумагу, кисточки и нарисуйте картинку о воде.
Включить спокойную музыку или звуки шумящего моря.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Издательский дом Воспитание дошкольника, Москва 2004 г.
2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Издательский дом Воспитание дошкольника, Москва 2004 г.
3. Н. А. Рыжова «Волшебница вода», Мозаика синтез, Москва 2004 г.
4. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Мозаика синтез, Москва 2004 г.