Любовь Петрунина
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей средней группы «Веселое путешествие с Капитошкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ д/с №18
«Чебурашка» общеразвивающего вида
Петрунина Любовь Михайловна
Конспект НОД по экологическому воспитанию
для детей средней группы
«Веселое путешествие с Капитошкой»
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей средней группы „Веселое путешествие с Капитошкой“» размещена в разделах
Образовательная область: Познание
Раздел: Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.
Цель занятия: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
3адачи:
Образовательные:
Знакомить с приемами элементарного экспериментирования, знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представления детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить значение воды для всего живого
Развивающие:
Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать у воспитанников представления о свойствах воды, развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, прозрачная, развивать вкусовой анализатор, развивать дыхательный аппарат детей.
Воспитательные :
Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Социализация» : обыгрывание сюжетов, воспитание отзывчивости, доброжелательности, умение сотрудничать друг с другом.
Образовательная область «Труд» : развивать умение воспитанников самостоятельно выполнять задания.
Образовательная область «Физическая культура» : тропинка «Здоровья»
Образовательная область «Коммуникация» : развивать культуру общения в игровых ситуациях, совершенствовать диалогическую речь, учить логично и понятно высказывать свои суждении, участвовать в беседе.
Образовательная область «Музыка» : развивать музыкально-двигательное творчество, обогащение музыкальных впечатлений воспитанников, вызывать яркий эмоциональный отклик.
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к воспитанникам, использование наглядного материала, физкультминутки, дыхательной гимнастки, технические средства.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, здоровьесберегающая.
Место проведения: групповая комната
Возраст воспитанников : 4-5 лет.
Материалы и оборудование: картинки с изображением озера, моря, лужи, речки, ручья, болота, дорожка «Здоровья», таз, резиновые уточки, прозрачные стаканчики с кипяченой водой, сахарный песок, соль, речной песок, чайные ложки, салфетки, зеленка, йод, молоко, надутый голубой шарик Капитошка, надутый белый шарик – Мыльный пузырь, шапочки-капельки (по количеству детей, музыкальные произведения, жидкое мыло, трубочки, мыльные пузыри на каждого ребенка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит аудиозапись журчания ручья.
Воспитатель : Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (Это звуки воды.)
Воспитатель : Действительно, это журчит ручей.
II. Основная часть.
Звучит аудиозапись «Песня Капитошки» (воспитатель вносит воздушный голубой шарик – Капитошку). Ребята посмотрите к нам в гости пришел Капитошка. Капитошка – это капелька воды, он путешествует по всему свету, много видел, много интересного знает о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Так ли это? Как вы думаете?
(Ответы детей)
Воспитатель : А откуда взялся наш Капитошка, где он может быть? Давайте рассмотрим картинки, где он путешествовал. Назовите их. (показ картинок)
(озеро, море, лужа, речка, ручеек, болото.)
Воспитатель : Значит, капелька - Капитошка - это частичка чего?
(Воды.)
Воспитатель : Дети, Капитошка приглашает нас отправиться к нему в гости. А для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно превратиться в капельки. Откуда берутся капельки?
(Из тучки.)
Воспитатель : Правильно (дети встают в круг, воспитатель читает стихотворение в это время надевая детям на головы шапочки-капельки).
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
Получились Капитошки!
Вот теперь вы тоже стали капельками воды и готовы отправиться в путешествие.
III. Тропинка здоровья («Физическая культура»). Фонограмма легкого марша
- Нам сейчас предстоит нелёгкое испытание. Надо перейти через речку по мостику. (Дети идут друг за другом по дорожке “ Здоровья”). Осторожно наступайте по следочкам.
IV. Экспериментальная деятельность
(Выносится таз с водой. В тазу уточки. По краям таза прикреплена бумажная травка)
Воспитатель : Вот мы и пришли. Ах, какое озеро! Кто живет в озере? (уточки). Вода в озере спокойная, тихая. Но вот подул сильный ветер. Дети, подуйте на озеро. Уточки спрятались в траве.
(Воспитатель убирает уточек)
Воспитатель : Посмотрите на воду и скажите, какая она? (Зачерпнуть воду стаканом из “озера”)
(Прозрачная.)
Воспитатель : Потрогайте пальчиком водичку. Какая она?
(Холодная.)
Воспитатель : А хотите узнать, какой еще бывает вода? Тогда давайте с вами подойдем к первому столу. Сейчас мы с вами узнаем, какой же еще бывает вода.
1 опыт: “Вода – жидкая, может течь”.
Возьмите один стаканчик с водой, а другой – пустой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
2 опыт: “В воде одни вещества растворяются, другие – нет”.
У меня три стаканчика с водой. Маша попробуй и скажи, что у меня в тарелочке? (соль) Положи соль и попробуй размешать ее ложкой. Что получается? Соль исчезла из воды. Попробуй воду? Какая она на вкус? (соленая). Миша, попробуй и скажи, что у меня в другой тарелочке? (сахар). Возьми другой стаканчик и насыпь в него ложечку сахарного песка, размешай. Что произошло? Вода растворила сахарный песок и он стал невидимым, но остался в воде. Попробуй воду? Какая она на вкус? (сладкая) Лера посмотри и скажи, что у меня в третьей тарелочке лежит? (речной песок). Возьми третий стаканчик и положи в воду песок. Что произошло? Он исчез из воды? (нет) Почему? Песок – это мелкие камешки, которые вода растворить не может.
Звучит аудиозапись «Гром»
Воспитатель : Ой, ребята, кажется, дождь собирается. Он нам совсем ни к чему, давайте прогоним тучку.
Физкультминутка «Виноватая тучка»
Воспитатель : Ну вот, тучку прогнали, давайте продолжим наше знакомство со свойствами воды
3 опыт: «Вода – прозрачная»
Возьмем стакан с водой, стакан с молоком и ложечку.
(Воспитатель опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет) (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да)
Воспитатель : Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? (вода не имеет цвета, она прозрачная)
4 опыт: «Вода меняет свой цвет»
Воспитатель : Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?
(На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, йод).
Воспитатель : Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку (йод) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду другую волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.
Воспитатель : Значит делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
V. Сюрпризный момент.
(Раздается стук в дверь, воспитатель вносит шарик – мыльный пузырь)
Воспитатель : Посмотрите, к нам еще один гость пожаловал, брат Капитошки – Мыльный пузырь, давайте с ним поиграем.
Проводится подвижная игра «Пузырь»
Воспитатель : Посмотрите, что он нам принес - жидкое мыло. Если мыло добавить в воду, какая она станет? (мыльная). А что можно сделать с мыльной водой? (пускать мыльные пузыри). Посмотрите что я сейчас буду делать (воспитатель разводит жидкое мыло в воде и читает стихотворение М. Бойковой)
В тепленькой водичке разведу я мыла.
Капельку шампуня, чтобы лучше было.
А теперь от ручки трубочкой.
- Смотри!
Как переливаются эти пузыри.
На, попробуй, выдуй тоже!
И скажи на что похоже?
В этих мыльных переливах,
Все нарядно и красиво.
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадет в глаза.
Пусть себе летают,
Небо украшают!
Воспитатель детям предлагает пускать мыльные пузыри (звучит аудиозапись из к/ф «Усатый нянь»)
VI. Возвращение на лодочке в детский сад.
(Помощник воспитателя во время игры ставит стульчики друг за другом)
Воспитатель : Понравилось ли вам в гостях у Капитошки? А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. На обратном пути мы с вами поплывем на лодочке. (Воспитатель показывает движения дети повторяют)
А теперь большой гурьбой (дети садятся в ряд друг за другом)
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет, (покачивания поднятыми руками вправо, влево)
Ветер лодочку качает. (покачивания разведенными в стороны руками)
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу плывем. (выполнение круговых движение руками)
К берегу пристала лодка,
Мы на берег спрыгнем ловко! (вставание на ноги с выполнение легкого подскока)
VII. Подведение итогов.
Воспитатель : Ну, вот мы с вами и в группе (воспитатель снимает шапочки). Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали: Расскажите мне еще раз, какой бывает вода?
(Жидкая, прозрачная, в воде одни вещества растворяются, а другие – нет, вода может менять свой цвет).
Воспитатель : Ребята, а Капитошка и Мыльный пузырь приготовили для вас подарки (раздает мыльные пузыри, которые вы сможете пускать во время прогулки.