Ирина Егорова
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с ОНР подготовительной к школе группы «Чудесные семена»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи
Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение. Позволить увидеть начальные этапы формирования новых растений. Познакомить с семенами.
Закрепить знания об овощных культурах и их семенах (фасоли, гороха, кабачка, тыквы, о стадиях роста и развития растения из семян. Учить различать их и сравнивать.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с ОНР подготовительной к школе группы „Чудесные семена“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Продолжать учить детей приемам посадки (сделать бороздки, разложить семена, засыпать семена землей, полить). Подвести к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
Коррекционно-развивающие задачи
Уточнять и расширять словарь: семядоли, почка, бороздка, кожура, парничок. Развивать внимание, мышление, тактильные ощущения; трудовые навыки.
Воспитательные задачи
Вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы. Воспитывать желание бережно относится к живым существам; инструментам и материалам, аккуратно убирать их на место после работы.
Материал:
Ящики с увлажненной землей; розетки с сухими и набухшими семенами фасоли, гороха; палочки с отметками; лейки с водой, предметные картинки на тему «Овощные культуры»; мешочки с семенами фасоли, гороха, кабачка, тыквы; модель стадии роста и развития растений, технологическая карта посадки; клеенка на стол, фартучки, тряпочки, пленка для парничка; дневник наблюдений; CD-диск
Предварительная работа:
Наблюдения за ростом лука, овса; игра «Вершки и корешки»; рассматривание иллюстраций с изображением овощей; отгадывание загадок; беседа «В каком виде едят овощи?»
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность, «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Содержание НОД:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Любит влагу и тепло
К свету тянется оно.
(растение)
Педагог предлагает детям рассмотреть предметные картинки с изображением овощных культур (горох, фасоль, тыква, кабачок)
- Где употребляют эти овощные культуры? (ответы детей)
Педагог сообщает о том, что важное место в питании чувашского народа занимали бобовые культуры - горох и чечевица. Из них варили супы, мука этих культур использовалась для приготовления киселей и различных печений. Каши из этих круп очень полезны и питательны – ведь в горошинах, как и в мясе, много полезных белков.
Создает проблемную ситуацию.
- Ребята, что надо сделать, чтобы вырастить новое растение (посеять – посадить в почву семена). А видели когда-нибудь в семени маленькое растение? Воспитатель не дает ответа и предлагает найти его самостоятельно. Для этого она раздает детям крупные сухие семена фасоли, гороха, тыквы, кабачка и просит рассмотреть их. Задает вопросы:
- Как вы думаете, что вырастет из этого семени? (фасоль, горох.. .).
- Как вы думаете, они живые? (Они сухие, но в них есть жизнь - зародыш.). Пока это спящие семена.
- Какие семена? (сравниваем).
Воспитатель предлагает разломить семя и поискать маленькое растение (не получается, так как семена твердые).
- Прежде, чем посадить семя, что нужно сделать, чтобы оно проснулось? (его нужно замочить в воде на 12 часов, чтобы оно набухло)
Тогда воспитатель раздает каждому ребенку проросшие семена, у которых длина корня 1 см. на данном семени хорошо видно, как корень прорвал кожуру.
- Данная оболочка называется кожурой, - поясняет педагог.
- Осторожно снимите кожуру. Что находится под ней? (половинки семени белого цвета). Эти половинки называются семядоли, т. е. долями семени (дети повторяют).
- Очень осторожно раздвиньте семядоли и посмотрите, связаны ли они между собой? (связаны тонкой перемычкой в том месте, где на семени имеется выемка).
- Положите семядоли на тарелочку и внимательно рассмотрите, что еще тут есть, кроме корня (выше корня находится какое-то образование). – Оно называется почкой, - поясняет педагог.
- Давайте подумаем: когда растение будет расти, что получится из почки? (листья).
- А теперь осталось найти стебель. Посмотрите на то место, где сходятся почка и корень. Видите небольшой шарик? Это и есть стебелек.
- Вам не кажется, что мы нашли в семени маленькое растение с корнем, стеблем и почкой? (ответы детей). Давайте подумаем, почему это маленькое растение такое нежное и слабое не гибнет? Кто догадался? (Его защищают семядоли, они прячут растение между собой).
- К какому выводу мы пришли?
- Маленькое растение всегда находится в семени.
(Воспитатель показывает модель стадии роста и развития растения).
Игровая ситуация (физкультурная минутка)
Дети получают письмо от Золушки:
«Здравствуйте, милые дети. Мне очень хочется пойти на бал. Но злая мачеха поручила мне выполнить два задания: перебрать семена и посадить грядку фасоли (гороха). А я одна не успею все сделать до вечера. Мне очень жаль.» Воспитатель предлагает помочь Золушке.
Дети под музыку раскладывают 4 вида семян в цветные мешочки.
Воспитатель отмечает (по завершению, что с одним заданием мы справились – пора приступать ко второму.
Посев – посадка семян (коллективный труд).
Воспитатель задает вопрос :
- Что надо сделать с семенами, чтобы они проросли? (посадить в землю). Воспитатель сообщает, что семена фасоли и гороха посадим в землю и будем ухаживать за ними, наблюдать за их ростом. А потом высадим в огород и будем ждать урожая. Сажать будем в небольшие ящики.
Воспитатель показывает приемы посадки:
- Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву. Поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.
- Палочкой сделаем бороздки, глубиной до отметки, положим в нее семена (семена, замоченные за сутки до посадки).
- Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.
- После этого присыпаем (закрываем) бороздки землей (прощипыванием).
- Что нужно сделать, чтобы семена проросли? (полить).
- Помечаем посеянные семена, табличками.
- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.
Рассмотрев технологическую карточку по посадке семян, дети закрепляют последовательность посадки (словесно).
- Но для начала нам нужно организовать своё рабочее место. (Дети надевают фартуки и стелют клеёнку на стол). Затем делятся на два звена, договариваются между собой о том, кто, что будет делать и, приступают к самостоятельному выполнению. (Одно звено сажает в ящик горох, другое – фасоль)
В процессе труда дети вспоминают и проговаривают чувашские пословицы о труде:
Что посеешь, то и получишь.
Что на земле, то и на столе.
Дело спорится, когда много работников.
По окончании работы воспитатель спрашивает ребят : «Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли? (Поставить на светлое место, на окно).
- Чтобы они быстрее росли, закроем ящики прозрачной пленкой – сделаем как бы парничок на окне и будем ухаживать за посевами. (Можно для сравнения закрыть пленкой только один ящик).
- Молодцы, ребята! Оказали большую помощь Золушке, - говорит педагог. Но как, же она узнает о наших результата? (высказывания детей).
Воспитатель предлагает каждую неделю делать зарисовки и фиксировать изменения в «Календаре наблюдений за ростом и развитием растения».
После всего дети приступают к уборке рабочего места, помогая друг другу.