Ирина Ковтанюк
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Дуб — дерево — памятник живой природы«
Программное содержание: Образовательные: расширять, обогащать знания детей о биологических особенностях дуба, хозяйственном применении; познакомить детей с разнообразием дубов; обогащать активный словарь. Развивающие: развивать внимание, логическое мышление; развивать любознательность, интерес к природе, её познанию. Воспитательные : воспитывать интерес к изучению природы; воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь природе; формировать навыки поведения в природе.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию детей в старшей группе „Дуб — дерево — памятник живой природы„» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседа о дубе – памятнике, который находится в Белгородской области с. Дубовое.
Материалы: фотографии и иллюстрации с изображением дуба; фотографии с изображением коры, листьев, плодов, цветов дуба; иллюстрация с различными видами дубовых листьев; иллюстрации животных, насекомых, грибов, растений, соседствующих с дубом. Два набора карточек для игры «Подбери правильно», магнитная доска, магниты.
Словарная работа: активизация словаря («кора», «желудь», «раскидистая крона», «могучий», «крепкий», «щедрость», «полезные вещества») ; обогащение словаря («величавый», «круча», «долгожитель»).
Ход занятия:
I часть: Вводная
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Величавый и могучий,
Он растёт на склоне кручи,
Зубчатой своей листвой
Укрывает в летний зной,
А когда наступит осень,
Жёлудь в дар он нам приносит. (Дуб)
II часть: Основная
В: Ребята, как вы поняли, что загадка про дуб? Какими словами описан дуб в загадке? Как вы их понимаете?
Выслушав ответы, демонстрирует фотографии и иллюстрации с изображением дуба.
Д: Дуб большой, сильный, крепкий, могучий.
В: Дуб, и в самом деле, - очень сильное, величественное дерево. Дуб во все времена пользовался почтением в разных странах. У многих народов он символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твердость духа. В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов. Дуб – дерево-долгожитель. Есть дубы, возраст которых более 1000 лет. Лес, в котором растет много дубов, называется дубрава.
У дуба мощный ствол, раскидистая крона, сильные корни. Ребята, вспомните, какие функции выполняют корни дерева?
Д: Корни держат дерево в земле, помогают ему «пить», добывают из почвы полезные вещества.
В: Дуб – это лиственное или хвойное дерево?
Д: Лиственное.
В: Какие еще лиственные деревья вы знаете?
Д: Липа, береза, яблоня, ясень и т. д.
В: Совершенно верно. У дуба очень красивые резные листья (фотографии). Но дубы бывают разные, и форма их листьев может сильно отличаться (иллюстрации). Опадая на землю, листья этого дерева со временем перегнивают и тем самым значительно улучшают качество почвы, давая питательные вещества для других растений.
А знаете ли вы, что дуб, как и другие лиственные деревья, тоже цветет? Происходит это обычно в мае вместе с распусканием листьев. А цветы представляют собой свисающие сережки (фотографии).
Ребята, а как называют плоды дуба?
Д: Жёлуди.
В: Правильно, жёлуди (фотографии).
Физкультминутка «Дубочек» :
Спелый жёлудь, как клубочек,
А в клубочке том дубочек.
(Дети сидят на корточках, сгруппировавшись)
Поднимается росточек,
(Начинают медленно подниматься и выпрямляться)
К солнцу тянется дубочек.
(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
Раскрывает два листочка.
Два листочка у дубочка.
(Опускаются на всю стопу, разводят руки в стороны)
Ветер листики качает,
(Покачивают над головой поднятыми вверх руками)
Теплый дождик умывает,
("Умываются")
И дубочек подрастает,
Подрастет и дубом станет.
(Кружатся на месте, подняв руки вверх)
В: Желудями питаются многие лесные животные : дикие кабаны, белки, мыши, некоторые птицы, например, сойка (картинки). Животные способствуют распространению плодов дуба на значительных территориях. Такие желуди, прорастая, дают жизнь новому дереву.
Воспитатель демонстрирует фотографии с изображением дубовой коры:
Ствол дуба покрыт шероховатой корой. В ней находят кров разные насекомые и их личинки. Правда, не всегда такое соседство благоприятно для дерева. Есть насекомые, которые, питаясь корой и древесиной, наносят дубу повреждения. Однако с дубом соседствуют птицы, которые избавляют дерево от этих вредителей (например, дятел).
В лесу, как в большом доме, у дуба есть свои соседи. Рядом с ним можно встретить кустарники – орешник, шиповник; грибы – белый, сыроежка, дубовик, волнушка, рыжик (демонстрирует картинки). Среди грибов есть такие соседи, которых дуб особенно любит. Такое соседство полезно для обеих сторон: грибы, поселяясь рядом с дубом или на его корнях, не только получают от него питательные вещества, но и отвечают ему тем же, помогая, таким образом, росту дерева.
А теперь оглянитесь вокруг, посмотрите, из чего сделаны ваши стулья, столы, за которыми вы сидите?
Д: Из дерева.
В: Верно. Древесина дуба во все времена считалась очень ценной, из нее тоже делают разную мебель, которая славится своей прочностью и долговечностью. Древесину дуба благодаря устойчивости к гниению используют даже при строительстве кораблей.
Воспитатель обращается к детям :
- Скажите, пожалуйста, а что мы с вами можем сделать для дуба? Как нам нужно себя вести, чтобы сохранить это дерево?
Д: Не нужно ломать ветки, обрывать листья, сбивать и топтать грибы, пугать птиц. Можно наблюдать, делать зарисовки, фотографировать, слушать пение птиц.
Игра «Подбери правильно»
Дети делятся на две команды, каждая команда получает набор карточек с изображениями животных, растений (листья, плоды и т. д.). Среди них необходимо выбрать только те, которые имеют отношение к дубу. Выбранные карточки команды поочередно прикрепляют на магнитную доску рядом с аппликацией «Дубочек», сопровождая свои действия пояснениями. Команда-соперник контролирует правильность выполнения задания, аргументируя свои замечания.
По окончании игры воспитатель обращает внимание детей на то, что все эти животные и растения очень тесно взаимосвязаны с дубом и являются единой, целостной системой.
III часть: Заключительная
В: Ребята, что интересного вы узнали о дубе? Какие слова вы используете для описания дуба? Какие соседи есть у дуба в «лесном доме»? В чем заключается сила и щедрость дуба? (Выслушивает ответы детей).