кинчеш елена
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Хитрые цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Образовательные: рассказать детям о великом многообразии цветов — дикорастущих и садовых, лесных, полевых, луговых, болотных. Познакомить с хитростями, которые используют цветы для привлечения насекомых и распространения семян. Воспитательные: воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Загадки, иллюстрации разнообразных цветов, семян, насекомых, животных по теме.
Ход занятия:
Загадывание загадок
1. Он чуть-чуть похож на розу,
Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной группе „Хитрые цветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Но не занозишь занозу.
Распустился летом он.
Что за куст такой? (Пион)
2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой,
Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)
3. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
Что ни ветка — то букет, и душистей веток нет. (Сирень)
4. Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый. (Василек)
5. Очищают воздух,
Создают уют,
В окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Цветы)
В: Ребята, о каких растениях все эти загадки?
Д: О цветах.
В: Скажите, пожалуйста, зачем нужны цветы?
Д: Для красоты, чтобы дарить и т. д.
В: Цветы дарят на праздник, на день рождения. Горшки с цветами ставят на подоконники. Цветы – радость и украшение жизни. Но это – для нас, а для коровы цветы – это всего лишь еда. Не будет цветов – она простой травы наестся и останется, вполне, довольна. А для самих растений? Им то, зачем нужны цветы?
Д: варианты ответов детей.
В: Некоторые растения обходятся без цветов. Но о них мы поговорим потом. А на большинстве растений цветы обязательно появляются. Они нужны для того, чтобы образовались семена. Вспомним одуванчик. Если сорвать его цветок, то не будет ни пуха, ни летящих семян. Когда цветок одуванчика отцветет, останется подушечка, утыканная семенами. Каждое семечко имеет пушистую летучку. Налетит ветерок или вы подуете – и семечко улетит. Если попадет на хорошее место – там, на будущий год тоже вырастит одуванчик. Ребята, а какие вы знаете цветы?
Д: Варианты ответов.
В: Давайте поиграем в игру, «Садовые - полевые».
Д/и "Садовые-полевые". Цель: упражнять в классификации цветов по месту произрастания. Описание: Воспитатель называет цветок – дети определяют его место произрастания.
В: Мы любим цветок за его аромат и за красивый, яркий венчик. Но для растения самое главное в цветке – пыльца. Её имеет каждый цветок, даже самый маленький и невзрачный. Пыльца должна обязательно попасть на другой цветок такого же растения. Тогда получатся хорошие семена. Но как это устроить?
Д: Варианты ответов.
В: Некоторые растения полагаются на волю ветра. Это пшеница, береза. Цветки у них обычно мелкие и не особенно красивые. Ветру ведь все равно, на что дуть. Зато пыльцы они дают много. Пусть хоть одна пылинка, да попадет на цветок другого растения.
Многие цветы опыляются насекомыми. А насекомое даром опылять не будет. Его надо чем-то приманить. И тут уж цветочным хитростям нет конца.
Есть в тропиках такие цветы, которые опыляются маленькими птичками, колибри. У них нектар собирается в глубокой трубочке, куда колибри суют свой длинный, изогнутый клюв.
Первая хитрость – нектар, сладкий сок. Он копится в чашечке цветка, на самом дне. Вторая хитрость – яркий венчик, видный издалека. Вот почему цветы так красивы. Для насекомых, а вовсе не для нас! Третья хитрость – аромат. У насекомых прекрасное обоняние, они чуют «свой» цветок за целый километр.
Гимнастика для глаз «Пчела — оса».
По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
В: Жизнь растения полна опасностей, но, несмотря на эти опасности, часть растений все же, выживает и приносит семена. И эти семена надо посеять, разбросать их по земле. Есть растения культурные, возделываемые человеком. Об их семенах заботятся люди. Но большинство растений – дикие. Человек их не выращивает, а некоторые даже старается уничтожить, чтобы они не мешали культурным. Всем этим растениям приходится самим заботиться о посеве своих семян. Тут снова начинаются хитрости. И снова как при опылении, некоторым растениям поморгает ветер. Одуванчик снабжает свои семена летучками: пушистыми хохолками. А у семян березы и клена есть специальные крылышки для полета. Водные и прибрежные растения часто доверяют свои семена воде. Тут уж нужны семена не летучие, а плавучие. У семян осоки есть мешочки, наполненные воздухом. Вроде надувных игрушек для купания. Кокосовый орех может долго путешествовать по тропическим морям, пока волны не выбросят его на песок. И там вырастает новая пальма. Желтая акация сама разбрасывает свои семена. Созревший стручок лопается, и семена «выстреливают» во все стороны. Созревшие сухие плоды репейника цепляются крючочками за шерсть животных и за одежду людей.
Ни одно животное не хочет быть съеденным, все они с самого рождения приучаются прятаться, убегать или драться. У многих вырабатывается защитная окраска, чтобы их не заметили враги. А вот многие растения поступают наоборот. Они словно просят, чтобы их плоды съели. Дикие яблоки, орехи, ягоды – любимая пища многих обитателей леса. Многие плоды становятся яркими и вкусными именно тогда, когда созревают их семена. А оболочка созревших семян всегда очень прочные. Конечно же, все это не случайно. Это хитрая уловка растений. Они словно призывают животных и птиц: «Съешь мой плод! Съешь, чтобы посеять мои семена!»
Птицы, склевывая плоды и ягоды, проглатывают и их семена, которые находятся внутри. Их жесткая оболочка не переваривается, и семена выбрасываются целыми вместе с пометом. Так же сеют семена и некоторые животные. Свинья переваривает не все съеденные желуди, лошадь – не все зерна овса, муравьи тащат в муравейник семена лесных трав и часть из них теряют по дороге. Вот почему плоды и семена многих растений съедобны и вкусны – это нужно для того, чтобы привлечь внимание животных и птиц.
Игра «Садовник»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.
В: Не все растения нуждаются в том, чтобы кто-то их съедал. Есть такие, которые защищаются от обжор ядом. Ядовитых растений в мире много. К счастью для нас, большинство из них растет в жарких странах. Но некоторые могут встречаться и в наших садах, лесах, у реки.
Здесь нарисованы несколько опасных и часто встречающихся ядовитых растений. Давайте назовём и запомним их, и повторим важные правила при обращении со всеми растениями:.
1. Ешь только плоды, ягоды, грибы, листья, корнеплоды, которые тебе известны. Не прикасайся к незнакомым растениям, не собирай из них букетов, не плети венков.
2. Придя домой с прогулки, сразу же вымой руки с мылом.
3. А если все-таки появились признаки отравления: понос, рвота, головная боль, волдыри на коже, жжение в глазах – сразу же обратитесь за помощь к старшим.
В: Ребята, понравилось вам наше занятие? Что было самым интересным? Что необычным? Я предлагаю сегодня на прогулке рассмотреть цветы нашего участка и клумбы, и определить какие хитрости они используют для того что бы нас радовать своим цветением.