Елена Белова
«Рассматривание комнатного растения «Огонек». Конспект НОД по экологии (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для трудового воспитания в игровой форме.
Задачи:
Закрепить названия растений : фикус, бальзамин (огонек).
Закрепить и дополнить знания детей о приемах ухода за растениями : учить различать политое растение (земля темная, сырая) и не политое растение (земля светлая, сухая); протирать листья комнатных растений и горшки с поддонниками (сверху). Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Продолжать воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними.
Публикация «„Рассматривание комнатного растения „Огонек“, Конспект НОД по экологии (средняя группа)» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словарная работа. Побуждать воспитанников использовать в речи слова: фикус, бальзамин, ухаживать, поливать, протирать листья, гладкие, блестящие.
Предварительная работа:
Ежедневный уход за растениями в уголке природы; знание названия растений; фикус, бальзамин (огонек); рассматривание наглядно-дидактического материала на тему: «Комнатные растения» (Цветы).
Заучивание стихотворений: Е. Благининой «Огонек», И. Воронько. Не мешайте мне трудиться.
Планируемые результаты:
Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом, сверстниками в решении игровых и познавательно-исследовательских задач.
Материалы и оборудование:
На столе воспитателя - растение бальзамин (два экземпляра, лейка с водой, тазик с водой, тряпочки. Перед столом детские стульчики. В другом конце комнаты на столах, стульчиках и на полу размещены комнатные растения с плотными кожистыми листьями и другие растения из уголка природы; тазики с водой, тряпочки, клеенчатые детские фартуки. Каждое растение стоит на клеенке.
Содержание организованной деятельности детей:
(Дети находятся рядом с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие бывают добрые дела?
(Дети отвечают)
Да, ребята, добрые дела приносят всем радость, поднимают настроение, отводят от беды и т. д. Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать (вытирать пыль с игрушек, развязывать друг другу шнурки, раскладывать карандаши, пластилин, дощечки для занятий, поливать комнатные растения и т. д.).
- Когда мы поливаем и моем цветок, кому мы делаем доброе дело? Дети: цветку (растению).
- Правильно, без нашей заботы цветок не будет расти и цвести.
Стук в дверь
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, кто это к нам пришел?
Дети: Буратино.
Воспитатель: правильно, - это Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Буратино!
Воспитатель: Ребята, а что Буратино держит в руках?
Дети: горшок с комнатным растением.
Воспитатель: Да, ребята, это горшок с комнатным растением, у которого вялые, опущенные листья. Как называется это растение?
Дети: Бальзамин (огонек).
Воспитатель: Правильно, ребята. Это комнатное растение - бальзамин.
Буратино: Я сколько ни мыл это растение, все равно оно оставалось каким-то не красивым и грустным. Как помочь растению - бальзамину?
Воспитатель: Ребята, вы упустили важную вещь - научили Буратино мыть растение, но не научили тому, как еще надо ухаживать за растением.
Воспитатель продолжает: Что надо сделать с растением, чтобы оно снова стало красивым?
Дети предлагают полить растение и поставить на солнечное место.
Воспитатель предлагает детям и Буратино пройти и сесть на стулья.
Продолжает воспитатель: Перед вами, дети, два растения. Как называются эти растения?
Дети: Бальзамины (огоньки).
Воспитатель: Посмотрите: какая земля у этого (показывает) растения, (которое стояло у воспитателя на столе, какого цвета?
Дети: (темная).
Света и Женя подойдите и потрогайте землю. Какая она на ощупь?
Дети: (сырая).
Воспитатель: Теперь посмотрите, какая земля у другого растения, (которое принес Буратино). Такого же цвета?
Дети: (Нет, светлая).
Воспитатель: Алеша и Полина, подойдите и потрогайте землю. Какая она?
Дети: (сухая).
Воспитатель: Как вы думаете, какое из этих растений уже поливали, а какое нет?
Дети:(То которое стояло на столе - поливали, а которое принес Буратино -нет, не поливали).
Воспитатель: Правильное
- Как можно узнать, нужно ли поливать растение?
Дети: (По цвету земли и на ощупь).
Буратино: А можно, я полью растение?
Воспитатель: Конечно, Буратино, подойди и полей растение.
Буратино: Я знаю, как надо это делать, и предлагает облить растение сверху ведром воды.
Воспитатель: Буратино, так поливать растения нельзя. Дети, почему этого нельзя делать?
(Ответы детей и воспитателя).
- Можно залить растение, налить воду на пол и т. д.
Илюша, подойди и полей растение, которое не поливали. Правильно ли Илюша выбрал растение? Правильно ли он его поливает?
Воспитатель комментирует его действия и поощряет: Илюша правильно держит леечку, носик лейки упирается в край горшка. При отсутствии влаги (воды) растение (листья, стебель) теряют упругость, поникают. Поливать нужно до тех пор, пока вода не появится на поддоне. Буратино, вот мы и полили твое растение. А теперь мы поставим бальзамины на солнечное место, т. к. цветок - огонек будет хорошо расти там. где много света и солнца.
Чтение стихотворения Е. Благининой Огонек».
Хрустит за окошком
Морозный денек
Стоит на окошке
Цветок-огонёк…
Малиновым цветом
Цветут лепестки
Как будто и вправду
Зажглись огоньки…
- Но наши ребята не только умеют поливать растение, но и хорошо их мыть
(протирать листья). Воспитатель показывает известное детям комнатное растение
(фикус) и предлагает вспомнить его название.
(Дети отвечают, называя название растения.
Затем воспитатель спрашивает детей о том, на что похож «фикус», на дерево или на траву, какие у него листья, большие или маленькие, какого они цвета? (Дети отвечают).
- Мы с вами ухаживали за растением (фикусом, поливали, мыли - вот он и
подрос - стал похож на маленькое деревце, у него большие зеленые гладкие листья.
Аня и Женя, покажите всем, как нужно протирать листья.
(Дети выполняют задание, воспитатель комментирует: «Возьмите тряпочки, намочите их, отожмите, чтобы с них не капала вода, расправьте их; положите на
ладонь одной руки листочек и, поддерживая его снизу, медленно и осторожно
проводите тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а
потом снизу. Мыть нужно осторожно, чтобы листочек не сломался. Прополоскать
тряпочку и также протирать следующий лист».
- А сейчас все дети будут протирать листья растений.
Затем воспитатель предлагает детям протереть горшки и сверху поддонники (показывает, как это нужно делать). Напоминает, что горшки надо протирать сухими тряпочками.
Воспитатель предлагает Буратино оказать помощь детям.
- Молодцы, ребята, хорошо трудятся (хвалит воспитатель).
Воспитатель продолжает: «Поработали, пополощите тряпочки, отожмите, мы их повесим сушить на батарею. В следующий раз, когда мы будем мыть растения, тряпочки будут чистые».
После того, когда все листочки у растений будут чистыми, воспитатель предлагает кому-то из детей взять лейки и полить растения, которые сегодня еще не поливали. Полить лучок - это наш огород.
Чтение стихотворения И. Воронько «Не мешайте мне трудиться».
Не мешайте мне трудиться
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех конечно, угощу.
Пейте, пейте,
Не жалейте!
А хотите,
В лейку лейте –
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
Дети трудятся, воспитатель при необходимости помогает им советом.
Затем воспитатель предлагает посмотреть на растения - какими они стали чистыми и красивыми (ухоженными).
Воспитатель, Буратино и дети расставляют комнатные растения в уголке природы.
В конце работы воспитатель предлагает Буратино налить холодной воды, а чтобы вода отстоялась и согрелась оставить ее до следующего дня.
Игра «Найди цветок».
Цель: учить детей правильно находить и называть цветы, развивать память, мышление, воспитывать любовь к природе.
Ход игры:
(Воспитатель показывает карточку с изображением цветка - дети находят такой же цветок - в уголке природы.)
По предложению воспитателя дети дарят Буратино чистое, цветущее и ухоженное растение - бальзамин (огонек) с просьбой, чтобы Буратино не забывал ухаживать за растением.
Буратино благодарит и прощается со всеми.