Нина Валерьевна Кочнева
Конспект НОД «Семья» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей
Тема: «Моя семья. Родословная моей семьи».
Подготовительная группа
Воспитатель: Алексеева Н. В.
Цель: воспитание уважения и любви к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, к старшим.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Семья“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
-уточнить начальные понимание детей о родословной, углубить понятия: «генеалогическое древо», «родословная»;
- развивать способность создавать модель родственных отношений;
- активизировать проявление познавательного интереса к культуре и истории своей семьи, своему роду;
-продолжать развивать аккуратность в выполнении аппликации: умение пользоваться салфеткой при работе с клеем, равномерное нанесение клея на бумагу в соответствии с ее размером;
-повысить двигательную активность детей, оказывать содействие снятию усталости и напряжения, развивать мелкую моторику.
Оборудование: коробка, внутри которой графическая модель генеалогического древа, графическая модель семьи в виде треугольника; аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского). Лист бумаги А4 с силуэтом дерева, салфетка, клеенка, ёмкость с клеем, подставка с треугольниками разного размера из цветной бумаги (красного и синего цвета, кисточка.
Ход занятия: (сюрпризный момент)
Воспитатель показывает коробку с адресными отметками детского сада.
«К нам на группу пришла посылка. Но это необычная посылка. Там внутри что-то лежит, а что это вы узнаете, отгадав загадку:
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна …
(Ответ детей)
Воспитатель: Ну, конечно же, семья!»
Воспитатель достает из конверта Графическую модель семьи, изображенную в виде треугольника: «Ребята, посмотрите, а что здесь есть в посылке?» Дети: «Треугольник». Воспитатель: «А почему же здесь оказался треугольник?» Дети предполагают.
Воспитатель: «А я, думаю, вы догадались, что на этом рисунке семья изображена в виде треугольника. Посмотрите, ребята, как у каждого треугольника – и у этого есть основание – это та грань, на которой он стоит. Это дедушки и бабушки – они являются опорой и основанием нашей семьи. У этого треугольника есть боковые грани, они продолжают наш треугольник, а в семье – продолжатели семьи – наши родители, они как грани треугольника держат нашу семью вместе. Посмотрите, у треугольника боковые грани сходятся в вершине – это дети, как и вы, они хоть и самые младшие в семье, но без них семья также не может существовать. Любую работу в семье, даже самую тяжелую, можно выполнить легко и быстро, если делать ее ВМЕСТЕ. Милана, прочитай нам, пожалуйста стихотворение о такой дружной семье.
Ребенок:
Мы затеяли ремонт:
У работ «широкий фронт».
Папа белит потолок,
Клеит брат обои,
Чистим каждый уголок
Мы с сестренкой Олей.
Мусор бабушка метет,
Дедушка ведро несет
С чистою водою.
Ну а наша мама
Ловко красит рамы.
Помогает даже пес:
Тряпку с кухни он принес!
Воспитатель. Ребята, а как вы помогаете дома своим родителям? Расскажите нам.
Дети. Убираем посуду после еды, моем ее, подметаем пол, помогаем вынести мусор, подержать инструмент, повесить бельё, пропылесосить, убрать за собой свои вещи и игрушки.
Воспитатель. Почему нужно помогать маме и папе по дому?
Дети. Чтобы они успели приготовить еду, отдохнуть, успели поиграть с нами, почитать интересную книгу, погулять.
Воспитатель. Правильно, ребята, если все в доме делается вместе, папа и мама успевают поиграть с детьми, погулять во дворе, посмотреть телевизор, почитать книгу. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, проявляют внимание и заботу по отношению друг к другу. Давайте вспомним пословицы и поговорки о таких дружных семьях :
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Семья в куче - не страшна и туча.
• В хорошей семье хорошие дети растут.
• В семье дружат - живут не тужат.
• Согласие да лад в семье клад.
• В недружной семье добра не бывает.
Воспитатель. Молодцы, ребята, много пословиц вспомнили о дружных семьях. Чем дружнее семья, тем крепче дерево жизни человека. А теперь послушаем стихотворение о дружной семье, Влад Р. нам его прочитает.
Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки…
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе…
И о прогулке
Сегодняшней я …
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ!
Воспитатель. Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете. Семья похожа на большое дерево. Как дерево она мощная и сильная!
У каждой семьи есть своя родословная. И, чтобы никого не забыть из родственников, лучше во всем разобраться люди научились изображать свою семью в виде дерева – называется оно генеалогическое древо.
Сейчас я вам покажу модель генеалогического древа. Давайте встанем и пройдем со мной к мольберту. Посмотрите – это модель генеалогического древа семьи.
У него есть все части, как и у обычного дерева. Скажите, из чего состоит обычное дерево? (Корни, ствол, ветки.) У генеалогического древа тоже есть корни, ствол, и ветви. Кто может показать, где у этих деревьев корни? (То же задание и по стволу, и ветвям.).
- Хорошо, с настоящим деревом вы справились легко, молодцы. А как вы думаете, корни у генеалогического древа кто? Почему?
- Да, это самые мудрые люди – бабушки и дедушки – они как крепкая основа.
- А ствол кто? Ствол – это крепость жизни, благодаря стволу, дерево несет веткам и листьям питательные соки.
- Правильно, ваши папы и мамы, которые работают, трудятся. Они заботятся и о старших и о младших.
- Деревце разрастается появляетесь вы и ваши братишки и сестренки.
- А чтобы дерево, прочно стояло на своих корнях, о них нужно заботится, любить и ухаживать за старшими членами семьи.
Ребята, я хочу вас научить, как сделать настоящее генеалогическое древо своей семьи. Хотите? Теперь я вас приглашаю сесть за столы на свои стульчики. Сейчас мы научимся создавать модель своего генеалогического древа семьи. Посмотрите у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие треугольники. Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние треугольники. И наконец, вы детки –треугольники маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета треугольники? Да, синего и красного. Синие треугольники будут все мужчины (дедушки, папы и мальчики). А красного – женщины (бабушки, мамы и девочки).
Перед работой ручки нужно размять.
1, 2, 3, 4, 5 Начинаем мы считать
(Дети сжимают и разжимают пальчики в кулачки.)
Папа – раз, мама – два, Три – брат- сестра, четыре – я
(Загибают пальчики, начиная с мизинцев.)
Бабу с дедом не забуду 5 и 6 считать их буду.
Очень рад, что у меня,
(Сжимают и разжимают пальчики)
Очень дружная семья!
(Сковывают» пальчики обеих рук в замок)
Звучит музыка Ю. Антонов «Под крышей дома…» Затем дети приклеивают треугольники так, как разместили их на генеалогическом древе. Воспитатель уточняет в индивидуальной форме расположение члена семьи на генеалогическом древе.
Итог. Наше занятие я хочу закончить стихотворением о семье :
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…
Г. Дядина
- Свои работы вы заберёте и дома разместите на память. А потом сможете с родителями сделать ещё такое же с фотографиями.