Ирина Назарова
Конспект НОД по теме: «Секреты Волшебницы Воды» (для старших дошкольников)
▼ Скачать
Конспект НОД по теме : «Секреты Волшебницы Воды»
(для старших дошкольников)
То, что я услышал, я забыл,
То, что я увидел, я помню,
То, что я сделал, я знаю
(китайское изречение)
Цель:
формирование у детей представления о свойствах воды;
привитие интереса к исследовательской деятельности
Задачи по образовательным областям:
Публикация «Конспект НОД по теме: „Секреты Волшебницы Воды“ (для старших дошкольников)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
«Познание»
- развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
«Социализация»
- уметь общаться со сверстниками во время проведения опытов;
- учить делать выводы в процессе эксперимента;
- воспитывать дружеские взаимоотношения
«Безопасность»
- закрепить правилам безопасности при проведении опытов
«Коммуникация»
- развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми
Активизация словаря: исследователи
Оборудование: картинки с изображением дождя, лужи, снежинки, пруда, ручья, река, волна; емкости для воды; стаканчики, ложечки – по количеству детей; воронка; спонжики; песок; масло растительное; сахар
Ход НОД:
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)
За руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? (Ответы детей.)
В лаборатории проводят различные опыты, исследуют вещества. Хотите быть исследователями? Надевайте шапочки.
Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам надо узнать, что мы там будем исследовать. Посмотрите вокруг себя, что изменилось в нашей группе? (шарики, картинки)
А сейчас мы с вами отгадаем загадки.
Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот.
Ловит дачник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
Он как алмаз:
И тверд, и чист, на солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке? (Снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне — тоже вода.)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (роса)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа.)
Воспитатель: Что общего между всеми отгадками? Как одним словом можно сказать, о чем все загадки? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите в лабораторию, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
Вспомним правила безопасности:
• аккуратно пользоваться ёмкостью для воды;
• не толкать соседа;
• разлившуюся воду вытирать салфеткой;
• уметь слушать друг друга;
• каждый высказывает своё мнение
•
И так, теперь мы готовы раскрывать секреты воды.
Опыт № 1: Вода – это жидкость
Перед вами два стакана: один – с водой, другой – пустой, попробуйте перелить воду, что вода делает? (льется, течет, переливается) А почему? Потому что она жидкая.
Вывод: Вода – это жидкость.
А что еще делает вода? (журчит в ручье, течет в реке, капает из крана, булькает в чайнике)
Опыт № 2: Вода не имеет цвета
Подберите полоски к молоку и воде? Но если добавить краски, то вода станет цветной, Настя, выбери любую краску и смешай её с водой.
Вывод: вода не имеет цвета.
Опыт № 3: Вода – прозрачная жидкость.
Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящие за бутылкой картинки и через бутылку с молоком. Что значит прозрачная? Найдите прозрачный предмет в группе.
Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо.
Опыт № 4: Вода не имеет вкуса.
Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).
Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды.
Опыт № 5: Вода не имеет запаха.
Дети открывают бутылки и пытаются определить есть ли запах. Наливают воду в стакан.
Воспитатель: Как она пахнет? (Ответы детей.)
- А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды появился запах)
Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ.
Демонстрационные опыты
Игра «Плавает – тонет»
Плавает – в ладоши хлопаем, тонет – ногами топаем.
Опыт № 1: Вода может быть растворителем.
Воспитатель: У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (крупа, песок, подсолнечное масло). Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, а нюхать их нужно очень осторожно.
А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.
- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;
- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.
Опыт № 2: Вода не имеет формы
Перед вами шар и кубик. Какой они формы? А как вы думаете, вода имеет форму? И почему?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Воспитатель: После долгой работы предлагаю сделать разминку.
К речке быстро мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
1,2,3,4, вот как славно освежились.
(хлопаем в ладоши, встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль
(круги руками поочередно)
Все, как один, плывем, как дельфин
(Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Сегодня мы с вами узнали о новом свойстве воды. Вода может быть растворителем.
Волшебная лаборатория
“Тонет, не тонет. ” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) Дети берут предметы.
“Подводная лодка из яйца” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
“Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)
“Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающем действием)
«Спичечные бега».
Положить четыре спички (зубочистки) в тарелку с водой. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка, поэтому спички находятся неподвижно. Положить кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички. Если капнуть мыльный раствор – спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
«Как вытащить предметы, не замочив руки»
В стакане скрепки, спички, деревянный кубик, мелкие камешки, магнит.
Заключительная часть.
Воспитатель:
- Понравилось вам наше превращение в исследователей?
- Что мы сегодня с вами делали?
- А нужна ли вода на Земле?
- Почему вода – волшебница? (она умеет превращаться и изменяться)
- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (Закрывать кран, не делать сильную струю, не мусорить, не загрязнять водоемы.)
Вывод: Вода – прозрачная жидкость, без запаха, цвета, вкуса, не имеет формы, но растворяет вещества.
Воспитатель:
Уважаемые исследователи! За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.
Человек! Запомни навсегда-
Символ жизни на Земле – ВОДА!
Экономь её и береги,
Мы ведь а планете не одни!