Анна Загоскина
Конспект НОД «Птицы Кузбасса» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о птицах нашего края, месте их обитания.
Задачи:
познакомить детей с птицами, обитающими в Кемеровской области;
дать знания об исчезающих видах птиц и Красной книге;
формировать представления о правилах поведения на природе;
развивать интерес к животному миру;
воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
разрезные картинки с птицами;
изображения птиц и перья к ним;
открытка с правилами поведения в лесу;
Публикация «Конспект НОД „Птицы Кузбасса“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа Кузбасса: животные, растения
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
изображение леса с силуэтами птиц и картинки птиц к нему,
аудиозаписи голосов птиц,
презентация по теме.
Ход занятия. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами об обитателях нашего леса (Слайд № 1). Послушайте стихотворение.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
(К. Мухаммади) (Слайд № 2)
Воспитатель: Ребята, о каких обитателях леса мы сегодня будем разговаривать? Отвечают.
– Да, правильно, сегодня мы узнаем какие птицы живут в нашем лесу.
– Скажите каких лесных птиц вы знаете? Отвечают.
– Какие птицы бывают? Отвечают.
– Для начала, вы мне поможете. Здесь лежат фотографии птиц нашего леса, а каких птиц не понятно. Нужно сначала собрать эти фотографии. Поможете мне? (Отвечают).
Игра "Разрезные картинки".
Дети собирают из частей изображения птиц: тетерев, глухарь, дятел, перепел, журавль серый и кулик-сорока.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте рассмотрим этих птиц. Кто знает эту птичку? (Слайд № 3).
– Эта птица – Дятел. Он – знаменитый барабанщик леса. Дятел пёстрый, только на голове у него яркие, красные пёрышки. Клюв прямой и сильный. Крепкий хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазить по стволам деревьев. Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и червей, которыми он питается. А зимой в пищу идут сосновые и еловые шишки. Дятла называют санитаром леса, так как освобождают больные деревья от вредителей (Слайд № 4).
Дятел играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные дупла для других мелких птиц, которые в них селятся. Весной и летом дятел питается насекомыми, а осенью и зимой растительной пищей – семенами сосны, ели и лиственницы.
Посмотрите какая у дятла раскраска, какие пёрышки. Послушайте, как дятел в лесу шумит (аудиозапись № 1 (Слайд № 5).
– Давайте рассмотрим следующую птицу. Кто знает эту птичку? (Слайд № 6).
Эта птица – Глухарь. Очень крупная птица. У самцов голова большая; клюв мощный, желтоватый, с крючком на вершине; над глазом голое красное пятно. Тело коричневато-чёрное, а крылья коричневые. На подбородке удлинённые перья (борода) и с зелёным отливом зоб, а брюхо чёрно–бурое. Самки бурые с охристыми, жёлтыми и белыми пятнами (Слайд № 7).
Летает тяжело, с большим шумом, часто хлопает крыльями, и не делает больших перелётов.
Днем птицы кормятся, проводя все время на деревьях, зимней ночью – спят в снегу, в который ныряют прямо с ветвей. В условиях тайги глухари питаются, хвое, почками и побегами кустарников, лесными ягодами:
Весной и летом глухарь питается побегами цветов, древесными почками и листьями, травой, лесными ягодами (рябиной, брусникой, морошкой, черникой, семенами и насекомыми. Осенью птицы кормятся хвоей лиственницы, кедровыми орехами, а зимой – сосновой и еловой хвоей, почками. Глухарь – ценная охотничья птица, поэтому количество этих пернатых постепенно снижается.
Послушайте, какие звуки глухарь издаёт в лесу (аудиозапись № 2) (Слайд № 8).
– А здесь у нас птица – Перепел (Слайд № 9). Тело округлое, голова небольшая, клюв, шея и ноги короткие, крылья тупые, хвост очень маленький. Окраска оперения пёстрая, с преобладанием бурых, коричневых и серых тонов в сочетании со светлыми и чёрными штрихами. Окраска самок менее яркая (Слайд № 10).
Он ведёт наземный образ жизни, питается семенами и насекомыми, которые ползают по земле. Когда поспевают хлеба, перепела переселяются в поля, и там быстро откармливаются. Перепелиные яйца – это ценный пищевой продукт. Ради них перепелов разводят на специальных фермах.
Гнездо перепела – неглубокая яма с подстилкой из сухой травы, находится на земле и в траве. Перепел птица перелётная, поэтому зимой улетает на юг, в жаркие страны.
Послушайте, как перепел в лесу поёт (аудиозапись № 3) (Слайд № 11).
– Вот ещё одна птица, которую называют – Тетерев (Слайд № 12). Самец чёрный с белым подхвостьем и пятнами на крыле, над глазами красные брови. Для тетерева характерны удлинённые и изогнутые перья хвоста. Самки или тетёрки буровато–пёстрые, рябые (Слайд № 13).
Это наземная птица, но в холодное время года держится на деревьях, где добывает себе корм. По земле быстро бегает и взлетает почти вертикально, но уверенно держится и на деревьях, свободно передвигаясь даже по тонким веткам. В сильные морозы и на ночь забирается под снег, в котором делает туннель. Весной тетерев собирает почки берёзы и лиственницы, различные части кустарников и трав. Летом и осенью употребляет в пищу ягоды (чернику, бруснику, голубику, клюкву) и различные части травянистых растений. Зимой едят побеги, почки и серёжки берёзы, а там где её мало, то части других древесных растений. Так же зимой стаи тетеревов встречаются только в тех лесах, где много березы, почки и сережки которой – основной зимний корм тетерева.
Посмотрите на эту птицу, какой у неё интересный хвост. Послушайте, какие звуки тетерев издаёт (аудиозапись № 4) (Слайд № 14).
Воспитатель: Вот такие птицы живут в нашем лесу. О каких птицах вы услышали впервые? Какие птицы похожи друг на друга? Кто запомнил, где эти птицы живут?
Я предлагаю совершить нам прогулку в лес, чтобы найти там всех птиц (Слайд № 15). Идите, вставайте ко мне, отправляемся в путь-дорогу.
Физминутка "Ищем птиц"
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём. (Ходьба на месте)
Вот выходим мы на луг. (Разводят руки в стороны)
Ищем птичек мы вокруг! (Наклон вперёд с "козырьком" у глаз)
Аист, тетерев, глухарь
Учим птичий мы словарь. (Шагая, руками "считают птиц")
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит. (Хлопки в ладоши и по коленкам по 2 раза)
Мы идём, мы идём.
Скоро птиц мы всех найдём! (Ходьба на месте).
Воспитатель: Посмотрите, кто-то потерял свои пёрышки. Ребята, помогите найти птиц, которые эти перья потеряли.
Игра "Подбери перо".
Дети подбирают изображения перьев к изображениям птиц.
Воспитатель: Давайте, посмотрим, правильно ли мы подобрали перья к птицам, давайте назовём этих птиц (Дети называют птиц).
– Но, посмотрите, здесь ещё появились 2 незнакомые птицы. Это редкие птицы, которые занесены в Красную книгу (Слайд № 16). В Красной книге записаны все птицы и животные, которые под угрозой исчезновения и их нужно беречь и охранять.
– Посмотрите, это – Журавль серый (Слайд № 17). Это крупная птица. Оперение тела синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди лесной местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. По бокам головы имеется белая широкая полоса, начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На голове перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной шапочкой (Слайд № 18).
Гнездится журавль в болотистой местности, в заболоченных поймах рек. Для зимовки выбирают возвышенности, густо покрытые травянистой растительностью; часто селятся вблизи от сёл и пастбищ. Серый журавль начинает свой полёт с разбега, как правило, по ветру, быстро ускоряясь и раскрывая крылья перед взлётом. Летит плавно.
Серые журавли питаются различными частями растений, насекомыми и червями, а также небольшими лягушками, змеями, рыбой и грызунами. Если поблизости имеются засеянные зерном поля, то журавль будет пытаться прокормиться зерном, при этом иногда создавая угрозу урожаю.
Послушайте, какие звуки издаёт серый журавль (аудиозапись № 5) (Слайд № 19).
С каждым годом этих птиц становится всё меньше. Если их не беречь, то они в наших лесах перестанут водиться.
– Это Кулик–сорока (Слайд № 20). Крупный кулик с длинным оранжевым клювом и чёрно-белым контрастным оперением. Гнездо в виде небольшой лунки в песке или мелкой гальке без подстилки или с редкими травинками или ракушками. Как правило, располагается недалеко от воды. Иногда занимает старые гнёзда ворон или других птиц (Слайд № 21).
Питается разнообразными беспозвоночными-моллюсками, многощетинковыми червями, ракообразными и насекомыми. Иногда поедает рыбу.
Эта птица почти исчезла из наших лесов, поэтому её очень трудно найти. Послушайте, как кулик-сорока в лесу поёт (аудиозапись № 6) (Слайд № 22).
– Ребята, вы сегодня узнали много нового о птицах, а некоторые птицы могут исчезнуть в нашем лесу (Слайд № 23).
Я сейчас проверю, как вы запомнили птиц, с которыми мы сегодня познакомились. Помогите мне вернуть птиц на свои места.
Игра "Узнай птицу по силуэту".
Детям предлагаются силуэты птиц. Они отгадывают птиц по силуэтам, находят изображение птицы и прикрепляют к соответствующему силуэту.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
Вы знаете, что нужно делать, чтобы сохранить птиц в лесу? Давайте запомним эти правила:
• Веди в лесу себя тихо.
• Ходи только по тропинкам.
• Убирай за собой мусор, не загрязняй воду.
• Не трогай птичьи гнёзда, не пугай птиц.
• Береги растения, не ломай ветви кустов и деревьев.
Надеюсь, ребята, вы запомните эти правила и расскажете о них своим родителям.