Нина Павловна Шитикова
Конспект НОД «Музей» с элементами сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с понятием «музей» и его назначением.
• Дать представление о профессиях людей, которые работают в музее.
• Закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым сюжетом.
Развивающие:
• Развивать монологическую речь детей.
Воспитательные:
• Воспитывать активность, любознательность.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Материалы для НОД:
Публикация «Конспект НОД „Музей“ с элементами сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Отделы музея :
1. Зоологический
• Фигурки животных: жираф, слон, кенгуру, крокодил, пингвин, белка, тигр, леопард, змея.
• Рисунки с изображением среды обитания этих животных (задний план)
2. Машины и техника
• Игрушки: танк, самолет, корабль, эвакуатор, бетономешалка, трактор, бульдозер, гоночный автомобиль, подъемный кран; машины специального назначения: пожарная, скорая помощь, полиция.
3. Палеонтологический
• Фигурки динозавров.
• Макет среды обитания.
• Слепки частей вымерших животных.
4. Выставочный (народная кукла)
• «Зернушка»
• «Десятиручка»
• «Травница»
• «Столбушка»
• «Валдайский колокольчик»
• «Ведучка»
• «Конь»
• «Масленичный боец»
• «Кувадки»
5. Художественный
• Репродукции картин Васнецова: «Три богатыря», «Снегурочка», «Иван-царевич на сером волке», «Кощей Бессмертный», «Аленушка», «Несмеяна-царевна», «Царевна-лягушка».
Билеты в музей
Ход НОД:
Воспитатель: Если у тебя выдался свободный час, а хорошей книги под руками нет, да и телевизор надоел, то самое лучшее – пойти в музей.
• Ребята, а что такое музей?
(Музей – это место, где хранят и показывают разные предметы – экспонаты)
• Почему так привлекают посетителей музеи?
(Потому что интересные предметы, коллекции могут рассказать
любознательному
человеку разные истории гораздо нагляднее, чем книги).
• Какие вы знаете музеи?
(Техники, инструментов, часов, книги, фарфора, кошек и т. д.)
• Сколько музеев в Кирове? (20)
• А сколько музеев в Москве? (Около 1000)
• Какие самые необычные музеи в мире вы знаете?
(Музей макарон в Италии, музей шоколада в Германии, музей напитков
во Франции, музей восковых фигур мадам Тюссо во Франции).
• Назовите профессии людей, которые работают в музее?
(Экскурсоводы, художники-реставраторы, хранители музейных
ценностей, кассиры, контролеры, охранники, директор музея)
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей.
Воспитатель: Я приглашаю вас, ребята, и вас, уважаемые гости в наш групповой музей. Чтобы посмотреть экспонаты, нам нужны билеты, они перед вами.
(Дети сами берут билеты со стола и вручают билеты гостям)
Проходите, пожалуйста, в наш музей!
Директор музея : (встречает экскурсантов).
Ребята, в нашем музее работают 5 отделов : палеонтологический, художественный, зоологический, отдел «Машины и техника», отдел «Народная кукла»
У нас работают художники-реставраторы, они готовят экспонаты для выставки
(занимают места и начинают работу)
Уважаемые экскурсанты, пройдите, пожалуйста, в отдел динозавров (палеонтологический)
Никто не может с полной уверенностью сказать, как они выглядели, чем питались, ведь человек никогда не видел их. Последние динозавры вымерли много миллионов лет назад.
Экскурсоводы Саша и Даниил расскажут вам об этих удивительных животных (мальчики рассказывают о динозаврах).
Директор музея : Теперь вы много знаете о динозаврах. Отдохнем и поиграем.
Игра «Сделай фигуру»
Директор музея : А всех экскурсантов я приглашаю в художественный отдел.
Вас встречают экскурсоводы Ваня и Ирина.
«Жила-была в Москве девочка небольшая и немаленькая, было ей 6 лет. Пошла она однажды гулять, да и заблудилась. Испугалась девочка и заплакала, но делать нечего. Пошла девочка куда глаза глядят. Шла-шла и вдруг застыла как вкопанная, застыла от удивления. Стоит перед ней терем-теремок. Что за чудо расчудесное? Толкнула девочка дверь, поднялась на крыльцо, потянула за кольцо на двери, да и попала в дом. Какой дом удивительный! Мебель деревянная, резная, печка как в деревне. На стенах – картины висят!
Ирина и Ваня рассказывают о картинах:
«Перед вами первая картина, а на ней – прямо на вас Серый Волк скачет.
А на этой картине – Аленушка грустит, горюет на берегу озера.
Здесь – Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит!
Вот – деревня Берендеевка, а на улице – никого. Наверное, все на работе в поле.
Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди белые полетели.
Перед вами – Снегурочка, внучка Деда Мороза. Вышла из леса и любуется пушистыми елочками».
«Еще одна картина перед вами - «Три богатыря». А на ней 3 всадника: первый – на белой лошади, второй – на громадном черном коне, а у третьего лошадка рыжая. Всадники разговаривают как будто, а о чем, не слышно – ветер в картине свистит.
Самый большой и сильный богатырь - Илья Муромец, он сидит на черном коне.
Добрыня Никитич - строгий богатырь на белой лошади.
Третий богатырь, с гуслями – Алеша Попович.
Богатыри на границе стоят, землю русскую охраняют, мимо них ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит.
И нет у богатырей никаких ружей. У Добрыни - меч, у Ильи Муромца – копье да тяжелая палица булатная. А у Алеши – лук со стрелами закаленными».
Игра «Из какой мы сказки?»
«Дорогие ребята! Я не могу приехать на открытие музея, потому что улетаю с милой ласточкой за синее море, где всегда лето» Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
«Привет! Мне бы, конечно ничего не стоило к вам прилететь, потому что я лучший летун в мире! Но я обещал быть на дне рождения у одного знакомого мальчика» А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Директор музея : Проходим в отдел «Машины и техника».
На выставке представлены специальные машины и машины, помогающие человеку в труде.
О машинах вам расскажут экскурсоводы Семен и Даниил:
«Пожарная машина»
Спешит машина красная, не выключая фар,
На службу на опасную, спешит тушить пожар.
«Скорая помощь»
Потеряла кукла ножку? Вызывайте неотложку!
Едет белая машина, красный крест посередине:
«Дайте доктору дорогу, я везу вторую ногу!»
«Легковой автомобиль»
Легковой автомобиль по дороге мчится.
А за ним густая пыль в воздухе кружится.
«Трактор»
Этот трактор сильный очень, не боится ям и кочек.
Он сегодня нам помог домой проехать без дорог.
«Экскаватор»
Что за странная машина! Сверху – вертится кабина.
Ковш – огромная лопата, значит, это экскаватор!
«Самосвал»
Можно нагрузить немало в мощный кузов самосвала.
Отвезет он, все, что нужно, быстро, весело и дружно!
Самосвалу влезет в кузов целый холм сыпучих грузов:
Камни, щебень и песок для строительства дорог.
«Асфальтовый каток»
Вот асфальтовый каток для строительства дорог.
Чтоб разглаживать морщины, лучше не найти машины!
«Бульдозер»
Кто над всклоченной землею смело кучи разгребает?
Это маленький бульдозер своим носом все ровняет!
«Подъемный кран»
У него одна рука, голова под облака,
Он одним своим плечом вагон поднимет с кирпичом.
Игра «Выполни задание»!
(Называю разные виды транспорта. Воздушный – руки вверх; водный – движения руками перед собой; подземный – присесть; наземный – топающий шаг).
Директор музея : Следующий отдел «Народная кукла»
Давным-давно наши прабабушки играли самодельными тряпичными куклами. Делали они их из лоскутов ткани. Куколка – это не просто игрушка. Она – часть истории рода человека. Куколка – это символ внутреннего помощника-предка и символ материнского благословления.
О народных куклах вам расскажет экскурсовод Саша.
«Столбушка» - игровая кукла. На этой кукле девочки учились плести косы.
«Десятиручка» - кукла в помощь хозяйке. Помогает с любой домашней работой: шить, стирать, прибирать, готовить.
«Валдайский колокольчик» - кукла добрых вестей. Ее делали в Новый год и вешали на елку.
«Ведучка» - мама с дочкой. У них общие ручки. Это близкие и родные люди.
«Конь» - символ Солнца. Делали его на масленицу. Это друг и помощник человека во всех делах. Обозначает победу Солнца над холодом.
«Масленичный боец» - кукла для мальчиков. Делали на Масленицу. Дети куклами боролись, старались сбить шапку у противника кулаком (для игрушечной драки).
«Зернушка» - приносит в дом достаток и здоровье хозяйке.
«Травница» - наполняется свежими травами, помогает быть здоровыми.
«Кувадки» - маленькие куколки. Их вешали над колыбельками детей. Кувадки мастерили из ярких, красивых тряпочек.
Игра «Почтальон из города Вятка»
Директор музея : И самый богатый отдел в нашем музее – зоологический.
Животные на Земле есть повсюду. Они обитают на суше и в морях, высоко в горах и под землей, на холодном севере и в жарких пустынях.
Экскурсоводы Илья и Матвей расскажут вам о самых разных животных:
«Пингвины»
Они живут в Антарктиде.
«Там, где в море лезут льдины, развлекаются пингвины:
Состязания у них, соскользнули – и бултых!
Оттолкнулись, покатились – сразу в море очутились!
«Белка»
Это лесная жительница. Белка любит менять окраску. Летом она рыжая, зимой становится серой.
«Далеко еще зима, но не для потехи
Тащит белка в закрома ягоды, орехи…
Знает маленький зверек:
Запасаться надо в срок»
«Кенгуру»
В Австралии можно встретить сумчатое животное – кенгуру.
«Лишь в Австралии зеленой кенгуру живет смышленый.
Он своих детей не бросит, он с собой их в сумке носит»
«Верблюды»
Незаменимые помощники человека в пустыне.
«Путешественник отважный, он идет пустыней важно.
Не боится он жары, два горба, как две горы»
«Тигр»
Это огромный, очень красивый хищник.
«Тигры водятся в лесах, шкурка в черных полосах,
У него большие лапы, когти могут поцарапать!
Хоть, порой, рычит немножко,
Все же он большая кошка!»
«Лев»
Его называют царем зверей. Грива есть только у пап-львов. А вот небольшая кисточка на конце хвоста есть и у пап-львов и у мам-львиц.
«Вот и грозный Левушка, косматая головушка.
Ходит Левушка красивый, машет кисточкой своей
И трясет лохматой гривой – настоящий царь зверей!»
«Жираф»
Самое высокое животное на Земле.
«Узнать жирафа просто, узнать его легко:
Высокого он роста и видит далеко»
Игра «Рыба, птица, зверь»
Заключительная часть.
Директор музея : Спасибо нашим экскурсоводам за интересные рассказы. Мы многое узнали! Музеев будет еще больше. Потому, что любознательный человек хочет узнать обо всем на свете. А музеи помогают ему в этом.
И в нашей группе мы будем открывать новые экспозиции. Наши художники уже начали свою работу. Спасибо им. А вам, уважаемые экскурсанты, спасибо за внимание и до новых встреч!
Музей нам дарит много впечатлений
И учит нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Музеи будут бережно хранить!
(Ребята и гости получают небольшие подарки)