Верёвкина Ирина
Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию «Жила-была Баба-яга»
▼ Скачать + Заказать документы
Жила-была Баба-яга
Цель: Дать обобщенное представление о героине русского народного фольклора Бабе– Яге.
Задачи по линиям развития :
*Познавательное развитие : Познакомить с новым термином «Импровизация». Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
*Речевое развитие : Совершенствовать артикуляцию, интонационную выразительность и четкость речи. Продолжать учить детей отвечать на поставленный вопрос полным предложением. Ввести в разговорный словарь детей новое слово «импровизация».
Публикация «Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию „Жила-была Баба-яга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
*Социально – моральное развитие : Воспитывать умение активно общаться со сверстниками. Формировать рассудительность. Воспитывать доброжелательность, добрые чувства к людям пожилого возраста. Способствовать повышению самооценки у детей, уверенности в своих силах; Учить детей доверию друг к другу. Развиватьчувство коллективизма, коммуникативные навыки.
*Эмоционально – ценностное развитие : Учить детей преодолевать страхи; способствовать «перекодированию образа страха» в иной, не пугающий образ, путём рассматривания положительных сторон героини. Вызвать эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Обучать эмоциональному и радостному общению со сверстниками посредством игровых упражнений.
*Физическое развитие : Продолжать учить детей выполнять имитационные игровые движения. Продолжать учить выполнять простые танцевальные движения.
*Креативное развитие : Развивать музыкально – двигательное творчество. Формировать способность к творческим перевоплощениям в игровой образ. Развивать креативное отношение к окружающей действительности, через изобразительную, театральную, речевую и музыкальную деятельность.
Материал и оборудование: флеш- карта с аудиокомпозициями: «Пластилиновая ворона», П. И. Чайковский «Полёт Бабы-Яги», Т. Морозова «Бабка -Ёжка, выгляни в окошко», А. Градкий «Добрая Баба- Яга», О. Чуралёва «Песенка Бабы Яги», З. Ларченко «Бабка- Ежка»; 1 метла; лоскутки разного цвета; персонаж Бабы-Яги, картинка с изображением злой Бабы-Яги.
Методика проведения:
I. Вводная часть
Дети приходят под аудиозапись «Пластилиновая ворона»
П: Привет друзья мои! Какие вы все нарядные и веселые! Как ваши дела? (Ответы детей)
*Ритуал сплочения
П: Поздороваемся друг с другом и познакомимся.
Дети стоят в кругу. Вытягивая правую руку, соединяют их в центре, называя свое имя, образуя «солнечные лучи», затем громко кричат: «Всем-всем, добрый день!» и убирают руки.
П: Какие девчонки симпатичные и мальчишки тоже! Одной из моих любимых героинь вы бы очень понравились. Вы, наверное, не знаете, о ком я говорю? (Дети отвечают)
П: А мне кажется, что сказки про нее любят все дети и даже взрослые, и оторваться от этих сказок просто невозможно. Кстати, как только ее не называют, нашу сегодняшнюю героиню, в разных странах: «Банши»» (шотл., «Ведьма» (нем., «Ямауба»(япон., «Лугару» (США) или просто «Бабица». Догадались, о ком идет речь? ( Д: Да, о Бабе- Яге).
П: Совершенно верно!
П:Когда я была маленькой девочкой и ходила в детский сад, как вы, я любила сказки… сказки про Бабу – Ягу. А вам нравятся такие сказки? (ответы детей) Так Кто же такая эта Баба – Яга? И что мы знаем про нее? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответы.
Дети становятся в круг.
II. Основная часть
*Театрализация «Здравствуйте, я Бабуся- Ягуся»
В: Мне хочется рассказать, вам, сказку про зловредную, а может не зловредную, не обаятельную, а может обаятельная, а зовут ее … Баба - Яга! (пока говорю слова, появляется Баба- Яга)
Б. Я. : Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки!
Догадались, кто к вам в гости пришел? (Ответы)
Б. Я. : Верно-верно - это я - Ягусечка –Яга. Не боитесь, вы, меня?
Метла, ступка, нос крючком, торчат волосы клочком,
Всем известно - это я - Бабусечка ( Д: Яга)
Проживаю на законных правах в лесных, болотистых местах.
Мой дом, моя «избёшка» стоит на курьих….( Д: Ножках)
Есть и верные друзья, мне без них никак нельзя.
Самые лучшие из друзей: Змей ( Д: Горыныч и Кощей)
Помощники есть у меня это:
Кот, Ворон и Сова. (Дети их называют по мере показа)
Кот - всё чувствует, всё знает.
Ворон - видеть помогает.
Сова - о гостях и предупреждает.
Волшебством и хитростью я владею,
Зелье волшебное варить в чем умею? ( Д: В котле)
Живу я на болоте, не проедешь ко мне на вездеходе.
Мой надежный транспорт,
доберусь хоть куда это ( Д: Ступа и метла)
Б. Я. : Вот и сказочки моей конец, а кто слушал, детки, кто он….( Д: Молодец)
Б. Я. : Понравилась, Вам, сказочка про меня? ( Д: Да)
П. : Интересное у вас произошло знакомство. Кто это у нас в гостях? ( Д: У нас в гостях Баба-Яга)
П: И что же вы узнали о Бабусе – Ягусе? ( Д: Бабушка-Яга живет на болоте, в избушке на курьих ножках, у нее есть помощники: кот, ворон и сова. Есть друзья: Змей Горыныч и Кощей. Она умеет колдовать и варит колдовское зелье. Летает по небу в ступе, с метлой.)
*Импровизация под музыку
П: Это сейчас для нас полёт на самолёте обычное дело. А раньше самыми необычными возможностями для человека были перемещения по воздуху. Поэтому, в сказках, любая могущественная волшебница наделялась этим великим даром - летать, но, самым удивительным способом летал кто? ( Д: Баба Яга)
П: Верно. С помощью чего и как она это делала? Кто хочет показать? Выходит ребёнок и показывает движения, если никто не желает, то предлагаю детям совместно сделать это.
П: Сейчас. показала нам действия, которым ее никто не обучал. Она сама их создала, придумала. Такие действия или движения называются импровизацией. Для закрепления этого слова повторяем его все вместе.
П: Я предлагаю вам перевоплотиться ненадолго в Бабу Ягу и показать ее полёт под музыку. Попробуем? (Д. : Да)
П: Представим, что мы летим в облаках в ступе, а поможет нам волшебная мётла.
Под музыку композитора П. И. Чайковского «Полёт Б. Я» изображаем ее в движении.
В: Вы настоящие актёры! Какие замечательные движения у вас получались. Я видела, что вы прочувствовали музыку и вжились в свою роль. Кто запомнил, как называются движения и действия, которые вы придумывали и показывали сейчас, одним словом ( Д: Действия и движения называются импровизацией)
*Беседа о страхах
В: Послушайте, ребята, а вы боитесь Бабу Ягу? Почему? (Ответы детей)
В. : Ну, конечно же, не стоит ее бояться. Это сказочный персонаж, который существует только в сказках. А вот в старину, маленьких детей пугали Бабой Ягой. «Вот не будешь слушаться или спать, придет Баба-Яга и заберет тебя» говорили взрослые. Но, всё равно, к любой пожилой старушке, даже с такой страшной внешностью и такой сердитой, относились с уважением и любовью, как и сейчас.
В: Я вам предлагаю поиграть с нашей Бабой-Ягой, а то она совсем заскучала. Баба-Яга будет показывать движения, а мы будем повторять.
Слова Движения
На неведомых дорожках, где растет дремучий лес.
Избушка там на курьих ножках,
Да сосны вьются до небес.
Кто в избушечке живет?
Песню громкую поёт?
Там бабушка Яга, да костяная нога.
Бабка- Ежка выгляни в окошко (2 раза)
Не боимся мы тебя тра- ля -ля тра -ля ля
Выходи скорей гулять будем петь и танцевать! Идут по кругу.
Изображают избушку, поднимая ноги, согнутые в коленях.
Руки вверх, полукругом,
наклоны влево - вправо.
Пожимание плечами.
Ногу вперед,
Присели, колени обхватили руками
Движения, соответствующие словам.
Подвожу к 2 портретам – доброй и злой Бабы –Яги.
П: Скажите, как вы думаете наша Баба-Яга добрая или злая? Почему? По каким внешним признакам можно сказать, что эта Баба – Яга злая (Психолог показывает картинку с изображением злой Бабой-Ягой, а эта – добрая? (Дети отвечают на вопросы)
1 картина- эта Баба – Яга – старушка, характер у нее вредный. Одета она в старую дырявую жилетку и рваную юбку. Волосы седые лохматые, торчат вовсе стороны, нос крючком, на носу бородавка, глазки злющие презлющие, а зубов совсем нет, от вредности все выпали. Любит она летать на метле. Вот какая злая Баба – Яга)
А наша Баба-Яга - посмотрите, вовсе не старушка, да и характер у неё совсем не злой, а…. Правильно, добрый. Одета она тоже в юбочку, но она заштопана и даже в балетках, а не в лаптях. Волосы у неё в кудряшках и аккуратно убраны под платочек, носик остренький, глаза добрые и ласковые. Зло она причиняет лишь тому, кто ей его делает. Но на метле летать она очень любит. Вот какая добрая Баба – Яга)
П: Какой вывод, мы можем сделать, сравнив наших бабушек? ( Д: Баба - Яга в сказках бывает не только злая и вредная, но и добрая.)
П: Раз она и добрая бывает, а что для этого она может сделать в сказке? ( Д: Указать дорогу, дарить различные вещи, которые оберегают героя, наказать злых, хорошо одеваться, не портить праздники, может навести порядок в избушке).
П: Ребята, а как бы вы называли Бабу-Ягу, раз она и добрая бывает? ( Д: Бабулечка-Ягулечка, Бабусечка-Ягусечка, Бабуля-Ягуля).
III Творческая часть
П: Вам не кажется, что сегодня просто удивительный день, столько интересных событий произошло с нами. Но как мне подсказывает моя интуиция, это еще не окончание нашего приключения.
IV Рефлексия «Багаж знаний».
Дети стоят в кругу. Перед детьми стоят сундучок - чемоданчик и мусорная коробочка задаются вопросы:
- Понравилось вам сегодняшнее знакомство с Бабой-Ягой?
- Какие чувства вы испытываете после знакомства с Бабой - Ягой?
- Узнали что-то новое или нет? Что узнали?
- Понравились задания или нет? Какие?
- Чему научила вас наша встреча?
Детям раздаются лоскутки разного цвета, если ответы детей положительные, то карточки кладутся в чемодан. Если отрицательные – то в мусорную коробочку.
- У вас в руках лоскутки, подумайте, познавательно и интересно было вам сегодня или нет. Если ответ «да»- тогда свою карточку положите в сундучок, если «нет» в коробочку.
V. Ритуал выхода. Завершение.
Дети стоят в кругу. Вытянув правые руки, соединяют их в центре, образуя «солнечные лучи», затем громко кричат: «Всем-всем, до свиданья!» и убирают руки.