Татьяна Верхолезова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Волшебный цветок вежливости» в средней группе
Цель: формирование представлений о некоторых правилах культуры поведения в различных ситуациях.
Задачи.
Формировать умения детей оценивать действия и поступки людей с позиций известных правил.
Развивать стремление к взаимодействию в практической деятельности; развивать аккуратность при изготовлении цветов и работе с клеем.
Воспитывать культуру поведения детей.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Волшебный цветок вежливости“ в средней группе» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Чтение детям рассказов В. Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», Л. Н. Толстого «Косточка», «Котенок», сказки «Вежливый кролик», «Аист и Соловей», Л. Васильева «Азбука вежливости», рассматривание альбома «Этикет для малышей», составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц, дидактических и подвижных игр.
Методы и приёмы.
Словесные: чтение стихов, вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Наглядные: показ презентации, сюрпризный момент.
Практические: изготовление цветов из картона, пальчиковая гимнастика,, физминутка, дидактические игры: «Не сердись – улыбнись!», «Вежливые слова», «Вежливо – невежливо», «Как ты поступишь?», подвижная игра «Здравствуйте!».
Словарная работа: Добро пожаловать, добрый день, приятного аппетита, спокойной ночи, извините, пожалуйста, простите, будьте добры.
Материалы и оборудование. Цветок, сердце,, презентация, ноутбук, проектор, экран.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
(Дети под музыку входят в зал, здороваются с гостями.)
Здравствуй, здравствуй, солнышко!
Приходи скорей,
Чтобы наши ноженьки
Бежали побыстрей.
Покажи, пожалуйста,
Лучики тепла.
Принеси на лучиках
Вежливые слова.
Воспитатель: Ребята, мы выучили много вежливых слов, знаем, как должны поступать добрые и вежливые дети. Я думаю, что мы можем отправиться в гости к фее Вежливости в ее красивую волшебную страну.
(1 СЛАЙД ТЕМНАЯ Страна Вежливости)
Воспитатель: Но что же случилось в волшебной стране? Почему там так темно и неприветливо?
Ответы детей: солнце спряталось, ночь наступила.
(2 СЛАЙД ПО ЩЕЛЧКУ Летит фея)
Воспитатель: Посмотрите, фея Вежливости сама летит к нам!
(2 слайд голос феи)
«Здравствуйте, ребята! В нашей сказочной стране произошла беда. Ужасный, злой волшебник Грубиян сбросил на нашу страну колючие снежинки. Ветер разнёс эти снежинки по всей стране и все заболели невежливостью! Одной мне не справиться с таким злым волшебством.
(3 слайд с изображением злого Грубияна)
Помочь мне мог только волшебный цветок, но на него тоже попала снежинка и он погибает, но вы можете его оживить волшебными словами. Этот цветок своей красотой спасёт нашу страну. На каждом лепестке написаны слова, которые ему нужны, чтоб он обрёл волшебную силу.
(4 слайд с изображением серого цветка)
Я надеюсь на вашу помощь. Будьте так добры, помогите нам!»
Воспитатель: «Ребята, вы хотите помочь фее расколдовать цветок вежливости и спасти жителей волшебной страны?
Дети: «Да, хотим»
Воспитатель: А когда мы называем человека вежливым?
Дети: «- Вежливый человек всегда здоровается при встрече.
- Вежливый человек не забывает прощаться.
- Вежливый человек благодарит за помощь.
- Вежливый человек защищает слабых.
- Вежливый человек не дерется и не обзывается.
- Вежливый человек умеет договариваться.
- Вежливый человек уступает место в автобусе пожилым людям.
- Вежливый человек всегда извиняется, если обидел.
- Вежливый человек не жадничает, а делится с другом.
- Вежливый человек совершает добрые поступки»
- Вежливый человек не вмешивается в разговор и не перебивает взрослых.
(появляется 5 слайд с изображением цветка с одним цветным лепестком)
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, один лепесток у цветка преобразился! Давайте попробуем оживить следующий лепесток»
Воспитатель: «Как называют друг друга вежливые дети?»
Дети: - Вежливые дети называют друг друга по имени.
Воспитатель: «Правильно. каждому приятно слышать своё имя, а если его произносят ласково, то сразу хочется улыбнуться»
Дидактическая игра «Не сердись – улыбнись»
Воспитатель: «Сразу видно, что вы все хорошие друзья. И даже если…»
Физминутка
Настроение упало (опускают руки вниз)
Дело валится из рук (качают головой, встряхивают кистями рук)
Но неважны нам печали (махи руками)
Если есть хороший друг (поворачиваются друг к другу, протягивая руки)
С делами справимся вдвоем (пожимают руки)
С облегчением вздохнем (глубокий вдох-выдох)
Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляемся)
И друг друга мы обнимем. (обнимаются все)
Воспитатель: «От вашей доброты друг к другу засиял и второй лепесток.
(слайд 6 появляется цветок с двумя цветными лепестками)
Воспитатель:Давайте продолжим, и следующий лепесток оживим волшебными словами. Говоря волшебные слова, мы будем передавать друг другу сердце, ведь каждое вежливое слово – это частичка доброты нашего сердца.
Дидактическая игра «Вежливые слова» (Дети передают друг другу сердце и говорят волшебные слова : здравствуй, до свидания, спокойной ночи, прости, будь здоров, счастливого пути и т. д.)
(слайд 7 появляется цветок с тремя цветными лепестками)
Воспитатель: «Вот мы и расколдовали еще один лепесток. А теперь посмотрите на экран.
(слайд8 появляется картинка жителей страны)
Воспитатель: Фея взяла с собой фотографии жителей страны, которых заколдовал волшебник Грубиян. Давайте попробуем развеять его злое волшебство и поможем жителям страны стать опять вежливыми и добрыми. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо» Я показываю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.
9 СЛАЙД (Уступить место в автобусе)
10 СЛАЙД (Не перебивать взрослых)
11 СЛАЙД (Не драться, а договариваться)
12 СЛАЙД (Здороваться при встрече)
Воспитатель: «Молодцы, ребята!
(слайд 13 с четырьмя цветными лепестками)
Воспитатель: еще один лепесток ожил..
Воспитатель : Ребята, глядя на картинки, вы правильно заметили ошибки, которые стали совершать жители волшебной страны. Фея хочет узнать, как бы вы поступили в определенных ситуациях.
(Дидактическая игра «Как ты поступишь?»)
• Представьте, что в выходной день мама отпустила вас гулять на детскую площадку до трёх часов. Как вы узнаете время, чтобы вовремя вернуться домой?
Дети : ( Надо подойти к взрослым и спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»)
• Представьте, что бабушка напекла пирожков и пригласила вас за стол. Вы наелись и что скажете бабушке?
Дети:(«Спасибо, бабушка, пирожки были очень вкусные»)
• Представьте, что вы в детском саду собираетесь на прогулку, но не можете сами застегнуть замок на куртке. Что делать?
Дети: ( Надо подойти к воспитателю или няне и попросить: «Застегните пожалуйста куртку»)
• Представьте, что вы играете и наступили на ногу своему другу. Что нужно сделать в этом случае?
Дети: ( Нужно сказать другу: «Прости, пожалуйста»)
(слайд 14 с пятью цветными лепестками)
Воспитатель: Смотрите, ребята, еще ожил лепесток.
Воспитатель: Ребята!А сейчас мы поиграем, становитесь в круг.
(Подвижная игра «Здравствуйте!»)
По дорожке мы шагаем Дети идут по кругу, взявшись за руки
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх.
Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно поводят ими перед собой вправо и влево.
Здравствуй, белая овечка! Прикладывают кулачки к голове («рога овечки»)
Здравствуй, козлик! Приставляют указательные пальцы к голове.
Здравствуй, кот! Мягкими движениями выставляют руки вперед («кошачьи лапы»).
Тот, что моет лапкой рот!
По дорожке мы шагаем Ходьба по кругу, взявшись за руки.
И друзей своих встречаем.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Нам осталось оживить последний лепесток. Я сейчас начну предложение, а вы его закончите вежливыми словами.
(Дидактическая игра «Закончи предложение)
(15слайд с красивым цветком из шести лепестков и голосом феи)
Фея: «Ребята, вы спасли мой волшебный цветок вежливости, он опять обрел волшебную силу, и посмотрите
(16 СЛАЙД СВЕТЛОЙ Волшебной страны, все колючие снежинки злого волшебника Грубияна растаяли, а жители стали добрыми и вежливыми. Большое спасибо вам за помощь! И в знак благодарности я хочу подарить вам этот волшебный цветок. Вы его найдете, когда вернетесь в группу. На его лепестках написаны волшебные слова : здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры. Пусть он живет у вас в детском саду, а вы никогда не забывайте говорить друг другу добрые вежливые слова.
Дети: «Спасибо!»
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите тоже сделать подарок фее?
Дети:(Да)
Воспитатель: Сейчас вы подойдёте к столам, и каждый сделает цветок. Но сначала разомнём пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
Все воспитанные детки, (хлопки в ладоши)
Даже детки малолетки
Вежливыми могут быть (сжимание и разжимание кулачков)
И умеют говорить:
Здравствуй! (соединяем большие пальцы)
Привет! (соединяем указательные пальцы)
Доброе утро! (соединяем средние пальцы)
Добрый день! (соединяем безымянные пальцы)
Добрый вечер! (соединяем мизинцы пальцы)
Приветствую вас! (пожимаем ладошки)
(дети под музыку изготовляют цветы)
Воспитатель:Ребята, мы наши цветы поместим в конверт и по почте отправим Феи, в Волшебную стану.
(дети с воспитателем помещают работы в конверт и подписывают его)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, мы помогли Феи-оживить волшебный цветок?
Дети: да, помогли
Воспитатель: А какой это поступок:хороший или плохой?
Дети: хороший
Воспитатель: И, я думаю, что каждый из нас сможет жить в вежливой стране, если не будет забывать говорить друг другу волшебные слова.
Воспитатель: И на прощание нашим гостям мы подарим стихотворение.
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень!»,
«Мы не виделись сто лет!»,
«Как дела?», «Спокойной ночи!»,
«Всем пока!», «Прощай!», «Привет!»,
«Буду рад вас видеть снова!»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!»