Елена Пучкаева
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (старшая группа) «Огонь — друг, огонь — враг!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:[/b] Закрепление знаний о правилах противопожарной безопасности.
Ознакомление с историей появления огня, с профессиями кузнец, металлург, стеклодув, пекарь.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
• Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, продолжать убеждать в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
• Познакомить детей с историей возникновения огня.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (старшая группа) „Огонь — друг, огонь — враг!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
• Познакомить с профессиями кузнец, металлург, стеклодув, пекарь.
2. Развивающие задачи:
• Развивать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах противопожарной безопасности;
• Развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
• Развивать выразительность речи.
3. Воспитательные задачи:
• Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.
Предварительная работа: заучивание стихов, пословиц об огне, беседы о правилах поведения во время пожара, просмотр презентации «Где и кем работает огонь», рассматривание иллюстраций.
Словарная работа:
активизация словаря: пожарная безопасность, пожарная служба, давние времена, древний человек, предки, пещеры, повседневная жизнь, убежище, опушка, хворост, огнеопасный, хлебобулочные изделия, бенгальские огни, петарды, домна.
познакомить с понятием: небрежность, кузнец, металлург, стеклодув, пекарь, «кормить» огонь, домна.
Материалы к занятию: иллюстрации, красные ленточки, телефонные трубки, каска пожарного, картинки на тему пожарной безопасности, картинки опасных предметов;
Ход занятия:
Вводная часть:
(дети стоят в кругу)
Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Игровой момент
- Сегодня мы будем с вами говорить на очень важную тему. А что это за тема вы узнаете, отгадав загадку:
Пообедать он готов
Видишь - сколько языков!
Быстро ест дрова в печи,
Нагревая кирпичи!
Ты его рукой не тронь,
Может укусить (огонь).
Основная часть:
- Верно. Сегодня мы будем говорить об огне. Будьте внимательны, активны, и в конце нашего занятия, вы мне ответите на вопрос, так кто же для нас огонь - друг или враг?
А кто знает, как человек подружился с огнем? (ответы детей)
Рассказ воспитателя
Давным-давно человек не умел сам добывать огонь и пользовался только тем, что давала природа. Днем наших предков согревало солнце, а ночью они замерзали в своих каменных пещерах, где было холодно и темно. Однажды от молнии загорелось дерево, и один смелый древний человек подобрал горящую ветку этого дерева. Отнес ее в пещеру и стал «кормить» огонь сухими листьями, травой, хворостом, защищать от ветра и дождя. Так, у человека появился свой собственный огонь. С тех пор огонь стал другом человека.
Он давал тепло, свет. С его помощью древний человек готовил еду.
Важную роль играет огонь и в нашей с Вами повседневной жизни. Давайте вместе вспомним, где человек не может обойтись без огня? (ответы детей).
- А еще люди многих профессий не могут обойтись без огня. Как вы думаете, что это за профессии? (ответы детей) Я предлагаю вам посмотреть презентацию «Где и кем работает огонь?» и заодно познакомиться с этими профессиями поближе. Смотрите и слушайте внимательно. После просмотра мы узнаем кто из вас запомнил больше всего профессий. (садятся на стульчики)
Показ презентации
В первую очередь без огня не могут обходиться повара. А также люди очень близкой профессии –пекари. Пекарь – это специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий. (2-3 слайды)
И еще есть очень интересные профессии в которых никак не обойтись без огня – кузнец (специалист по обработке металла, металлург (выплавляет металл в специальных печах - домнах, стеклодув (мастер по изготовлению изделий из стекла). Также благодаря огню ездят машины, летают ракеты и самолеты.
- Итак, кто запомнил, как называются профессии в которых нельзя обойтись без огня?
Дети:
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня!
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг!
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему – почет!
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!
Огонь - надежда в холода!
Как верный друг
Спешит на помощь:
И не замерзнешь никогда!
- О каком огне рассказали нам ребята? (ответы детей) Огонь самый лучший наш друг! Но когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом.
-Ребята, что значит небрежны? (ответы детей) Послушайте, что произошло из-за неосторожности одного мальчика.
На даче в Трехгорке
Жил маленький Жора,
Лишь чиркнул он спичкой -
И вспыхнула штора.
Хотел он в пожар поиграть понарошку -
Осталась от дома
Одна головёшка.
У многих привычка -
Зажжённые спички,
Шагая, бросать тут и там,
Кто делает это,
Тому два - три шага
До самой страшнейшей из драм.
-Что случилось на даче? (Ответы детей)
- Почему возник пожар? (Ответы детей)
- Почему еще может возникнуть пожар? (Ответы детей)
-Как одним словом можно назвать все эти предметы? (ответы детей)
- Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая так и называется 2Огнеопасные предметы».
Д/игра «Огнеопасные предметы» (встают)
Я буду называть предметы, а вы если это огнеопасный предмет поднимаете вверх руки с ленточками и машете ими, изображая огонь, а если нет, то стоите спокойно.
(спички, пила, свеча, бенгальские огни, ножницы, утюг, телевизор, топор, зажигалка, петарды)
- Молодцы. Но если вдруг случился пожар, что нужно сделать в первую очередь? (ответы детей) А по какому номеру телефона вызывают пожарную помощь? (ответы детей)
-Верно.
Знает каждый гражданин
Этот номер 101.
Если к вам пришла беда
Позвони скорей туда.
- Все люди, когда возникает пожар, начинают нервничать, беспокоиться, и, вызывая пожарную службу, забывают, что нужно говорить по телефону. Давайте мы сейчас проверим, а знаете ли вы что нужно говорить пожарным.
Игровая ситуация
Дети: (2-3 раза)
1 ребенок: - Это пожарная служба?
2 ребенок: – Да, это пожарная служба, что у Вас случилось?
1 ребенок: - Меня зовут …. Пожар по адресу корп, горит подвал (квартира, возгорание на лестничной клетке)
2 ребенок: - Ждите, едем.
- Как Вы думаете, кто из вызывающих пожарную службу, делал это правильно? Почему? (ответы детей)
-Давайте повторим, как правильно вызывать пожарную службу?
(ответы детей)
- Давайте представим, что в Вашем доме возник пожар, а Вы дома одни. Что бы вы стали делать? (ответы детей)
- Сейчас я предлагаю вам разделиться на команды. Для этого посмотрите на приклеенные к спинкам ваших стульчиков изображения предметов и подойдите к столам с соответствующим изображением. Посмотрите, на столах лежат картинки. Вам нужно их внимательно рассмотреть и вывести по ним правила «Как вести себя во время пожара».
1 картинка.
- Что изображено на первой картинке?
(ответы детей.)
- Какое правило можно сформулировать?
(ответы детей.)
2 картинка.
- Что изображено здесь?
(ответы детей.)
- Кто сформулирует правило?
(ответы детей.)
3 картинка.
- Следующая картинка.
(ответы детей.)
Какой вывод можно сделать?
(ответы детей.)
4 картинка.
- Что изображено на этой картинке?
(ответы детей.)
- Какое правило мы сформулируем здесь?
(ответы детей.)
5 картинка.
- Ребята, а что здесь изображено?
(ответы детей.)
- Кто скажет правило?
(ответы детей.)
- А сейчас давайте еще раз повторим, что мы будем делать во время пожара. (садятся на стульчики).
(показ слайдов, дети отвечают).
Подведение итогов:
- Молодцы, ребята. Спасибо вам за внимание и активное участие. В начале занятия я вас просила подумать и ответить на вопрос: Огонь – наш враг или друг? (ответы детей)
Правильно, огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё - таки пользы от него больше чем вреда. Я очень хочу, чтобы вы были осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности и беда обойдет вас стороной.