Екатерина Букина
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в чудесный мир произведений В. В. Бианки» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Тема: Путешествие в чудесный мир произведений В. В. Бианки.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность (фронтальная); викторина по произведениям В. В. Бианки.
Место проведения: группа.
Цель: приобщение детей к природоведческой литературе через произведения русских писателей.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Путешествие в чудесный мир произведений В, В, Бианки“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• обобщать знания детей о произведениях писателя-природоведа В. В. Бианки.
• формировать умение образовывать сложные слова
• формировать умение составлять слова из слогов, используя картинки-подсказки
Развивающие:
• развивать художественно – речевую деятельность на основе произведения В. В. Бианки «Хвосты»
• совершенствовать умение составлять целое из частей
• развивать зрительное внимание, логическое мышление, любознательность
• развивать умение действовать по сигналу, работать в подгруппах.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к творчеству писателей-природоведов
• воспитывать умение оценивать результаты сверстников
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, пояснения, поощрение, беседа.
Наглядные: рассматривание картинок, карты.
Игровые: сюрпризный момент, дидактические игры.
Практические: собственная деятельность детей.
Оборудование и материалы: книги В. В. Бианки, карта, украшенный обруч-ворота, объявление с изображением синицы, шишки с карточками-подсказками, иллюстрации с изображением героев произведений, карточки со слогами, цветовые маркеры, маски-шапочки с изображением мухи и дятла, знаки-сигнальчики, иллюстрации с изображением животных разных климатических зон, конверты с разрезными картинками, поощрительные наклейки.
Предварительная работа:
1. Чтение произведений В. В. Бианки («Синичкин календарь», «Красная горка», «Как Муравьишка домой спешил», «Аришка-трусишка», «Музыкант», «Лупленый бочок», «Хвосты», «Сова», «Медведь, косач, заяц и весна» и др.).
2. Пересказ произведений В. В. Бианки.
3. Игры-драматизации по произведениям «Хвосты», «Лис и мышонок».
4. Изготовление книжки-малышки по произведениям В. В. Бианки «Наши любимые произведения В. В. Бианки».
5. Дидактические игры «Собери слово», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Угадай, кто написал», «Лесные истории».
6. Рисование «Любимые герои В. В. Бианки».
7. Разгадывание загадок о животных.
8. Беседа о жизни и творчестве В. В. Бианки
9. Разучивание физкультминутки «Деревья в лесу».
10. Изготовление атрибутов для игр-драматизаций.
Взаимодействие с родителями.
1. Подбор книг с произведениями В. В. Бианки.
2. Оформление иллюстраций к произведениям В. Бианки
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель приглашает детей на выставку книг В. В. Бианки в центр «Здравствуй, книга», обращает их внимание на то, что выставка организована с их помощью.
Воспитатель берет в руки книгу, из нее выпадает объявление и «карта». Читает текст объявления: «Разыскивается синица Зинька. Особые приметы: очень сообразительная, дружит со старым Воробьём»
Ребята, что делать, случилась беда?
Где же мы её найдём?
Надо её искать.
Предположения детей.
Ответы детей: нужно искать Зиньку в произведениях В. В. Бианки
Воспитатель обращает внимание на карту.
Посмотрите, здесь какая-то карта, может она нам подскажет путь?
Это карта мира произведений Бианки. Ведь синичка Зинька является героиней сказки «Синичкин календарь»
- Готовы к приключениям?
- А как же нам попасть в чудесный мир произведений Бианки? Вспомнила, у нас в группе есть чудесные ворота, которые помогают попасть в сказку. Но через ворота нужно входить тихо и аккуратно, чтобы не потревожить ни одно живое существо. Отправляемся в путь!
Дети по очереди пролезают в обруч
- Вот мы и в волшебном мире! Давайте внимательно рассмотрим карту. Воспитатель помещает карту на доску.
- Ребята, карта какая-то странная: кроме дерева на ней нет ничего.
- Что будем делать?
Дети ищут в группе необычное дерево.
- Обратите внимание, ребята, в волшебном дереве есть дупло! Интересно, что в нем? Кто не боится засунуть руку в дупло?
-Да это самая настоящая подсказка!
Как называется произведение, герой которого может нам помочь? Может быть Зинька попала в сказку «Красная горка»?
Давайте найдем этого героя из произведения В. В. Бианки.
Он должен быть где-то рядом.
Это воробей по имени Чик
Воробей, пропала синичка Зинька. Не встречал ли ты её?
Этот герой (Воробей) расскажет нам, не у него ли в сказке спряталась Зинька, если мы ответим на его вопросы:
У журавля ноги длинные, поэтому его называют…
У грача крылья черные, поэтому его называют…
У сороки бока белые, поэтому ее называют…
У дятла клюв длинный, поэтому его называют…
У синицы грудь желтая, поэтому ее называют…
Ответы детей.
Молодцы! Справились! Но, к сожалению, Чик говорит, что в его сказке не было синицы и что нам лучше отправиться снова к волшебному дереву за следующей подсказкой.
А из какого произведения этот герой? (Муравей)
Из сказки "Как Муравьишка домой спешил".
А этот маленький работяга нес в книгу слова- названия героев из произведений В. В. Бианки, да так торопился, что слова рассыпались на слоги и Муравьишка не попадет в свою сказку, пока мы не поможем ему.
- Ребята, а как мы будем собирать слова? Здесь на столах цветы разного цвета, да и нас слишком много. Внимательно посмотрите на свои платочки
Чтобы узнать какие слова рассыпал Муравьишка надо их собрать из слогов. Вот вам подсказки – картинки.
Дети собирают слова из слогов: сова, муха, дятел, корова, муравей, тетерев, ласточка, воробей, гусеница
Воспитатель предлагает детям из разных подгрупп проверить правильность выполнения задания (взаимоконтроль)
Нет ли среди этих героев синицы Зиньки.
- Ребята у Муравьишки в сказке тоже нет синицы, давайте еще раз обратимся к волшебному дереву за подсказкой.
- А из какого произведения этот герой, он встречается у В. В. Бианки во многих произведениях и наверняка где-то встречал Зиньку!
Это Медведь. Он встречался в сказках и рассказах В. Бианки "Музыкант", "Медведь, косач, заяц и весна", "Аришка-трусишка".
У медведя есть хитрые загадки, может они нам подскажут. Слушайте внимательно, ребята!
1. Кто громче мычит: дятел или корова?
2. У колхозницы Федоры был кот Пушок, собака Жучка, и дочка Аришка-трусишка. Сколько всего детей у Федоры?
3. Зинька подружилась в лесу с Воробьем, Дятлом, зайцем и в поле с пятью куропатками. Сколько птиц стало друзьями синицы?
Ну, и медведь-хитрец, чуть не обманул нас! Но вы прекрасно справились с его заданиями! Все бы хорошо, но и медведь уже давно не встречался с Зинькой. Что же делать?
Прежде, чем отправиться, предлагаю передохнуть.
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу!
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер срывает росу!
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, сразу покажем-
Крылья сложим назад!
Передохнули - теперь можем отправляться к «волшебному» дереву за следующей подсказкой.
Ребята! Из какого произведения эта героиня?
Дети находят картинку с изображением мухи и две маски-шапочки. Произведение "Хвосты".
Кажется, здесь что-то происходит. Давайте внимательно посмотрим. (сели)
Двое детей одевают маски-шапочки и инсценируют отрывок из сказки «Хвосты», диалог Мухи и Дятла.
- А чем закончилась эта история?
Дети пересказывают конец произведения:
Муха пристала к корове с просьбой отдать ей хвост, и корова прихлопнула ее хвостом.
Есть здесь наша синичка? Попытаем счастья ещё раз?
А этот герой из какого произведения? (Ласточка) Она летала по многим произведениям В. В. Бианки и оставила нам картинки. Может среди них спряталась Зинька?
Мы с вами должны будем определить, какие животных никогда не встретишь в произведениях писателя. Если вы увидите такое животное, поднимайте красный сигнальчика если это герой В. В. Бианки-нужно поднимать зеленый сигнальчик
Воспитатель показывает картинки с изображением осьминога, медведя, страуса, верблюда, зайца, муравья и др.
Дети берут красные и зеленые сигнальчики и внимательно смотрят на изображения животных.
-К сожалению, нет среди этих животных синички!
-Ребята, вроде бы задания мы все выполнили правильно, во многих произведениях побывали, карту заполнили, а Зиньку так и не нашли.
Что делать?
Влетает сорока, которая несёт конверты с разрезными картинками.
Посмотрите сколько конвертов, может это Зинька прислала нам весточку? Заглянем…
Как вы думаете, кому Зинька прислала желтый конверт? А кому красный?
Дети снова делятся на подгруппы по цвету платочков и конвертов, достают из конвертов разрезные картинки и собирают изображение синицы из 8-ми, 9-ти и 10-ти частей.
Вот куда спряталась Зинька! Мы ее нашли и теперь она сможет вернуться в свое произведение.
Вы молодцы, ребята! Как же интересно в мире произведений В. Бианки, но нам пора возвращаться.
Ну вот, теперь с этой книгой все в порядке. Заглянем в следующую. Воспитатель берет другую книгу и из нее выпадает конверт с поощрительными наклейками.
Герои В. Бианки благодарят нас за то, что Зинька нашлась, и приготовили для вас небольшие подарки. Раздает детям наклейки.
Ребята, а скажите, задание какого героя вам показалось самым трудным? А какое самым интересным?
-А вы не хотите попробовать нарисовать других героев В. Бианки? (воспитатель подводит детей к самостоятельной изобразительной деятельности по произведениям В. В. Бианки)