Тихонюк Ольга Михайловна
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Животные севера. Составление рассказа по картине «Северные олени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему
«Животные севера. Составление рассказа по картине «Северные олени»
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Животные севера, Составление рассказа по картине „Северные олени“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера; закрепить представления об их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к суровым условиям; развивать монологическую речь детей; упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине в определённой последовательности; обогащать речь прилагательными, упражнять в согласовании их с существительными, в образовании увеличительных существительных; воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, воспитывать чувство уважения друг к другу.
Ход:
-Ребята, вы любите путешествовать? Отправимся в путешествие на Северный полюс? Как называется это место на глобусе? (Арктика)
- На чем туда можно отправиться? (ответы детей)
- Но перед полетом предлагаю поиграть в игру «Повтори за мной правильно четко и быстро».
Ва- ва- ва, на суку сидит сова
Са-са-са, в тундре бегает лиса
Ца- ца-ца хвост пушистый у песца
Оч-оч оч, наступила полярная ночь.
- Итак, к садимся в самолет и летим. И вот мы оказываемся в самом центре Арктики. Что мы видим кругом? (Большие льдины, снежную пустыню)
- А как вы думаете, зима в Арктике какая? (морозная, холодная, вьюжная, лютая, суровая, студеная)
- Какой снег в этих краях? (Хрустящий, сверкающий, пушистый, блестящий, мокрый, колючий)
- А кого можно встретить в этих краях вы сейчас отгадаете?
Эта птица, тоже хищник,
В тундре северной живёт.
Любит зайцем подкрепиться,
Не шумлив её полёт.
Чисто – белым опереньем
Сплошь покрыта, с головой.
А в учебниках зовётся
Она … (Полярною совой)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
-Правильно, это белый медведь. Он приготовил вам несколько вопросов о себе.
- Зачем белый медведь закрывает лапой нос?
- Как называются детёныши медведя?
- Чем питается белый медведь?
- Почему не холодно белому медведю?
- Где мы можем встретить белого медведя в Георгиевске?
- Да медведь очень крупное животное. Игра с мячом «Хвастуны»(педагог бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает) :
У медведя не голова, а головища
не лапы, а лапищи
не когти, а когтищи
не зубы, а зубищи.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы, .
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый… (Морж)
-Предлагаю подобрать подходящие по смыслу прилагательные в игре «Подскажи словечко».
пасть моржа — моржовая пасть
голова моржа —.
нос моржа —.
клыки моржа —.
ласты моржа —.
тело моржа —.
Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга. (Олень)
- Совершенно верно, а как называется детеныш оленя? (олененок)
Рассматривание картины «Северные олени»
- Посмотрите на картину, кто на ней изображен? (оленуха с олененком)
• Что делает оленуха? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
• Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
• Сравните оленуху с оленёнком.
• Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленухи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленухи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (Оленуха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)
• Чем похожи, Оленуха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
• Что у оленя на голове? (рога).
• Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
• На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)
• Чем покрыто тело оленя? (шерстью). –
• Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
• А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
• Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).
• И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
• Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)
Составление рассказов детьми.
- Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ.
Схема рассказа :
1. Название своего рассказа.
2. Кто изображён на картине? (Герои).
3. Внешний вид животного, части его тела.
4. Где живет?
5. Чем питается?
6. Какую пользу приносит человеку.
-Кто хочет рассказать о Северных оленях?
Вариант рассказа образца.
«На картине изображён оленёнок со своей мамой – Оленухой. Оленуха
большая, у неё серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери оленёнка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с Оленухой стоит Оленёнок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Оленёнок совсем ещё маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает и ест ягель. Сзади оленей стоит чум и по дороге едет оленья упряжка. Домашние олени служат для людей, живущих в тундре средством передвижения».
Выслушав рассказы, воспитатель и дети оценивают их, у кого был интереснее, аргументируя свой выбор.
- Ребята, а еще каких животных можно встретить на Севере? (песец, тюлень, полярный волк)
-Какие из них хищные? (медведь, полярная сова)
- Какие травоядные? (олень)
-Ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Ребята, понравилось ли вам путешествие? (Да) Ребята, здесь очень холодно, у меня ручки начали замерзать. А у вас? Мне, кажется, надо собираться в детский сад. Заводим моторы, полетели? «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять»
Анализ. Итог.
-Где мы побывали? Как вы думаете, легко ли жить животным в условиях Севера? Что им помогает?
-Что на занятии вам понравилось? Какое задание для вас было самым трудным? С чем справились хорошо? Спасибо. Вы все сегодня постарались и были большие молодцы!