Эвелина Черничкова
Конспект НОД по речевому развитию «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Цель: помочь детям рассмотреть и озаглавить картину; учить самостояте льно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана и с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
Развивать логическое и ассоциативное мышление;
Формировать алгоритм восприятия картины;
Упражнять детей в выделении сюжета картины и составлении рассказа по ней;
Обеспечить отдых детей в процессе образовательной деятельности;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Рассматривание картины „Ежи“ и составление рассказа по ней“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Содействовать укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Методы и приемы
Практические:
Участие в обсуждении в процессе рассмотрения картины;
Составление описательного рассказа по картине.
Наглядные:
Использование цифрового изображения картины;
Мнемотаблица для составления рассказа по картине.
Словесные:
Артикуляционная гимнастика;
Беседа в ходе рассмотрения картины.
Логика образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап)
Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Точные часы» -> «Зубная щетка» -> «Длинный заборчик» -> «Вкусное варенье»
В: Помните, мы с вами ходили гулять в лес, где росли самые разные деревья, березки, клены, рябины и дубы, а них ветках были желтые, красные, оранжевые … листья. Это был лиственный лес, затем наша прогулка продолжалась, но только среди елок и сосен, ветви которых еще оставались зелеными, потому что на них росли … иголки. Деревья с иголками – хвойные, поэтому лес, в котором они растут … хвойный. Все верно, я продолжила путешествие по нашему осеннему лесу, но уже вечером, когда было темно, и тут услышала шуршание листьев, ведь недавно у нас был сильный ветер и почти все литься … опали и устлали золотым ковром дорожки. Так вот, я наклонилась посмотреть, кто же там шуршит листвой и сначала никого не увидела, но зато послышался вот такой звук. Вы уже догадались, кто это мог быть?
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
В: Давайте я вам еще немного подскажу: сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной. (ёж)
Как вы поняли, что это еж?
Ежи чем-то похожи на нас. Они тоже живут семьями папа - … еж, мама - … ежиха, дети - … ежата.
В: Давайте с вами закроем наши глазки и представим, что мы снова на прогулке лесу. И тут услышали шуршание, открывайте – на доске выведена картина с ежиками. Как бы вы назвали эту картину? Почему? Отлично, представьте, что вы по-настоящему увидели на прогулке ежиков, даже успели их сфотографировать и решили рассказать нам об этом. Нам же нужно для этого составить рассказ, верно? Но если вы будете описывать все подряд, вот было дерево, пенек, ежики, истории не получится. Поэтому нам нужен план, чтобы ничего не забыть и составить интересный рассказ, согласны?
Воспитатель показывает детям мнемотаблицу, которую они использовали ранее для составления рассказа «Осень наступила».
В: Помните, мы уже описывали с вами картину, на которой дети ходили на пикник? Там были вот такие карточки-подсказки, для этой картины они нам подходят? Не совсем, верно, ведь тут нет людей, а кто есть? Животные, точно. Такая табличка-помощница подойдет? Итак, первая карточка подсказывает нам, что нужно рассказать о погоде, какая погода на картине? Вторая – описать природу. Какое время года изображено на картине? Ну после мы расскажем, что за событие изображено, что делают ежи? Скорее всего, они куда-то отправились. Ну а мы тоже немного пройдемся
Воспитатель проводит физкультминутку.
В: Итак, стоял солнечный осенний день, трава была еще зеленая, но уже опали первые оранжевые листья. Мама-ежиха и папа-еж вместе со своим ежонком отправились погулять, но им на пути встретилось большое, толстое бревно. Оно оказалось трудным препятствием для из ежонка. Ему было очень страшно, он никак не мог решиться, мама-ежиха не поспевала за шустрым ежонком и переживала. Но папа-еж оказался рядом и помог малышу перейти дальше. Как вы думаете, чем закончилась это история? Вот я, например, думаю, папа-еж и ежонок дождались маму-ежику и они вместе отправились на охоту.
Далее воспитатель предлагает детям с опорой на мнемотаблицу составить рассказ по картине.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
В: Ну что, мне кажется, получились очень увлекательные рассказы. Для чего же мы учились их составлять? Да, теперь, когда на прогулке вы встретите кого-то или с вами произойдет интересная история и вы успеете это сфотографировать, вы сможете поделиться этим с родными, друзьями и одногруппниками, составив целый рассказ.