Наталья С
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Цель: закрепление знаний детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.
Задачи:
Образовательные:
1. закрепить знания о сказках К. И. Чуковского и его сказочных героях;
2. совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов и отрывков из произведений Чуковского.
Развивающие :
1. развивать желание принимать участие в театрализованной деятельности,
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Путешествие по сказкам К, И, Чуковского“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
2. развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, интонационную выразительность.
Воспитательные:
1. воспитывать культуру речевого общения, аккуратность, бережное отношение к вещам, воспитывать способность сопереживать;
2. воспитывать у детей интерес и любовь к произведениям К. И. Чуковского.
Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость при чтении произведений К. И. Чуковского; с интересом рассматривает иллюстрации и участвует в театрализованной деятельности, отвечает на вопросы.
Материалы и оборудование: выставка книг К. И. Чуковского; портрет К. И. Чуковского, оборудование для инсценировки по сказке «Федорино горе», иллюстрации к произведениям.
Использованные технологии: Игровая технология (театрализованная игра «Федорино горе», технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми (обсуждение действий, успехов каждого ребёнка; проблемная ситуация, требующая оказания помощи героям сказок, здоровьесберегающие технологии, информационно коммуникативная технология.
Предварительная работа:
Чтение произведений К. И. Чуковского.
Рассматривание иллюстраций к произведениям.
Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям, прослушивание аудиозаписей со сказками Чуковского в исполнении автора.
Заучивание стихов и отрывков из произведений.
Оформление выставки «Книги К. И. Чуковского».
Продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, пластилинография по произведениям К. И. Чуковского.
Словарная работа: произведение, детский писатель, К. И. Чуковский, пословица. Рифма, герои сказок.
Ход НОД
1 Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель:
Вы, ребята, проходите
На гостей все посмотрите
К нам сюда пришли друзья
Поздоровайтесь сперва.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Воспитатель: правильно дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги – наши друзья».
Почему книгу считают другом? (Ответы детей)
Давайте вспомним, а какие пословицы о книгах мы знаем.
Игра «доскажи пословицу о книге».
Кто много читает, ….тот много знает.
С книгой поведешься – …. ума наберешься.
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да. Любим.
Воспитатель: а что такое сказки?
Дети: Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, чудесная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня чудесная и волшебная выставка книг.
Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки? (ответы детей)
Сегодня мы свами отправимся в страну сказок дедушки Корнея, где есть свои правила:
1. Вопросы надо слушать внимательно.
2. Выкрикивать и подсказывать ответы нельзя.
3. Кто знает ответ и, кто хочет ответить, надо поднять руку.
Воспитатель. Да, Корней Иванович Чуковский - детский писатель. Все эти книги были написаны так давно, что даже ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, будучи детьми, читали эти книги. Корней Иванович сочинял сказки в стихах, поэтому они легко запоминаются.
Посмотрите на портрет Корнея Ивановича. Как вы думаете, каким человеком был Чуковский?
(ответы детей)
Воспитатель: да, я тоже думаю, что он был добрым и веселым, раз смог написать такие произведения. А также «дедушка Корней» любил приходить в детские сады и школы и читать ребятам свои произведения.
(Из – за портрета выпадает приглашение в сказочную страну.)
Воспитатель: ой, ребята, а вам приглашение в волшебную страну, где живут сказки
К. И. Чуковского, но попадем мы туда, если прочитаем начало сказки.
Я буду показывать иллюстрации сказок, а вы вспоминайте.
Как называется эта сказка?
«Айболит»
Воспитатель: правильно, а кто прочитает начало сказки?
Ребенок: Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…
Далее дети читают отрывки из сказок :
«Краденное солнце»
«Солнце по небу гуляло.
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно…
«Муха-цокотуха»
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар пошла
И купила самовар.
«Федорино горе»
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Воспитатель: Вы все большие умницы! (Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики).
Звучит музыка.
Воспитатель: из-за леса, из-за бора идет бабушка Федора!
Федора:
Здравствуйте, народ честной!
Мне не нравится покой.
Не люблю я убирать,
Мне бы петь, шутить, плясать!
Воспитатель. Ой, ребята, «ленивому всегда праздник».
Музыкальная физкультминутка «как у бабушки Федоры»
К нам пришла Федора,
(ходьба на месте)
Не хозяйка, а умора,
(руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу)
Выпачкала всю посуду,
(поочерёдно потереть ладонь о ладонь)
А потом кричит: «Не буду!».
(руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо- влево)
Кофейник, чайник и стакан,
(наклоны головы в стороны)
Давно не видывали кран,
(наклоны головы вперёд)
Сахарница, блюдце, вилка,
(наклоны головы в стороны)
Ковш, молочник и бутылка,
(наклоны головы вперёд)
Бокал, маслёнка, самовар,
Как будто приняли загар.
(«вытирают» лицо ладонями в стороны)
Блюдо, перечница, солонка
(наклоны головы в стороны)
Плачут в углу тихонько.
(«собирают слёзы» в ладошку)
Скорей бежим к водице,
(бег на месте)
Чтобы попить, умыться.
(«вытирают» лицо ладонями вверх – вниз)
Федора:
Почему кругом так грустно,
В доме скучно, пыльно, пусто?
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму?
Воспитатель:
Это сказочка о том,
Как случилось чудо,
От Федоры убежала
Грязная посуда.
Федора (идет еле-еле) :
Ой, ой, ой! Ой, ой, ой!
Воротитесь вы домой!
Воспитатель:
Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!
Федора плачет.
Воспитатель. Ну что ж ты так, бабушка Федора?
«Лениться, да гулять - добра не видать».
Ребята, жалко вам бабушку?
Давайте поможем бабушке, но сначала расскажем, какие предметы убежали от бабушки Федоры.
Читаем отрывок из сказки и ставим последовательно предметы домашнего обихода на фланелеграф, декламируя отрывок из сказки-стихотворения.
…И кастрюля на бегу
Закричала утюгу
«Я бегу, бегу, бегу
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца-
Дзынь- ля-ля! Дзынь- ля-ля!
Вдоль по улице несутся-
Дзынь- ля-ля! Дзынь- ля-ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки, да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел…
А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
Воспитатель: Ребята, какие предметы относятся к посуде?
Игра «Собери посуду, называя ласково» (н-р чашка – чашечка)
Какой совет мы дадим бабушке Федоре?
Дети: надо бережно относиться к посуде, содержать ее в чистоте!
Федора: обещаю я посуду любить,
Обещаю её дочиста мыть!
Воротись ко мне посуда,
Тебя мыть и чистить буду. (уходит)
Воспитатель:
И обрадовались блюдца
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
И танцуют, и смеются
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Воспитатель: «Делу – время, потехе - час».
( активизация словаря: антонимы) :
Какая посуда была у Федоры сначала…грязная, а стала …чистая.
Федора была ленивая, а стала…трудолюбивая, работящая.
Федора была злая, а стала …добрая.
Давайте поиграем в игру «Кто есть, кто?».
Воспитатель: В сказках Чуковского много разных героев, много зверей, птиц, насекомых и у каждого есть имя. (Дети отвечают).
Айболит – (доктор, Федора - (бабушка, Мойдодыр - (умывальник, Цокотуха – (муха, Бармалей -(разбойник, рыжий, усатый великан – (таракан, Каракула – (акула, злой, зе-лёный – (крокодил, отважный победитель – (комар, маленький, удаленький – (воробей). (Дети показывают картинки с героями сказок).
Воспитатель: молодцы
«Вопросы для рефлексии»
- Ребята, я получила огромное удовольствие от нашего путешествия.
- А вам понравилось путешествовать?
- Продолжите, пожалуйста, мое предложение.
-Сегодня мне понравилось….
-Мне было интересно …
Сказки К. И. Чуковского учат быть добрыми, аккуратными, вежливыми, чистоплотными, трудолюбивыми, смелыми. Они все добрые, весёлые, поучительные, интересные.