Людмила Вороновская
Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей разновозрастной группе «В гостях у жителей острова Грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- социально – коммуникативное развитие
- физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять навык звукового анализа слов.
2. Закрепить графический образ букв.
3. Закреплять навык чтения слогов и слов.
4. Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Развивающие :
1. Развивать фонематическое восприятие.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей разновозрастной группе „В гостях у жителей острова Грамматики“» размещена в разделах
2. Развивать память и внимание.
3. Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
2. Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: письмо; конверты с заданиями; семь кругов цвета радуги с написанными на них словом дружба; квадраты (красный, синий, зеленый); предметные картинки для определения первого звука в слове; карточки со слогами; карточки с написанными именами детей; цветные карандаши; мяч.
Ход НОД
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В это время раздается стук в дверь, приносят и отдают конверт с надписью «SOS».
Воспитатель открывает конверт и читает:
«Помогите! Помогите! Мы жители острова Грамматики! На наш остров напал злой Кляксич! Просим вас о помощи. Он Злой волшебник, заколдовал всех жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебных кружках,которые находятся в конвертах с заданиями. Собрав эти кружки, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
В. : Ну что ребята поможем жителям острова Грамматики? Чтобы отправиться кому-то на помощь нужно подготовиться! Как вы думаете, какая подготовка нам нужна, если мы попадем на остров звуков?
Дети рассуждают.
В. : Давайте потренируем наш язычок чистоговоркой.
Та-та-та летит ракета
Ты-ты-ты - все видно с высоты
Да-да-да - яркая звезда
Та-та- та - в космосе темнота
Чо- чо чо - у солнца горячо
На- на- на- круглая луна
Ты- ты- ты- разные планеты
Та- та- та -хвостатая комета
Ля -ля -ля - красивая земля
Ул- ул- ул- голубой- нептун –
Ан –ан- ан- холодный уран!
Или- или- или- все вместе полетели!
А еще сделаем специальные упражнения ( проводятся кинезеологические упражнения: нос – рука, колечки). Вот мы готовы отправиться на помощь.
Но как мы туда попадём на этот остров? А вот еще какой-то листок в конверте и на нем что-то написано:
«Чтобы попасть на остров отгадайте загадки о жителях этого острова» :
Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит,
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
В. : Вот мы и оказались на острове Звуков.
В. : Посмотрите ребята, вот первый конверт с заданием.
1. Игра «Кто внимательнее»
В. : Давайте вспомним, какие бывают звуки?
Д: Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие
В: А чем гласные звуки отличаются от согласных?
Д: Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград. Согласные звуки не поются, мешают зубы, губы и язык.
В. : Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажите?
Д: Красную.
В. : Если я назову твердый согласный звук, какую карточку вы покажите?
Д: Синюю.
В. : Если я назову мягкий согласный?
Д: Зеленую.
[А, М, В, У, О, Б, И, Л, Г, Д, Ж, Э, Н, Ч]
В. : Молодцы ребята, вы справились с первым заданием и забираем из конверта кружок.
А вот и второй конверт. Здесь карточки с картинками. По первым буквам на картинках нужно прочитать слово.
2. Игра «Зашифрованное слово»
Дети отгадывают слова. (дополнительно прочитайте слова по цифрам (локну 23154-клоун).
В. : И с этим заданием вы быстро справились. Забираем кружок. Ищем конверт с №3.
3. Игра «Исправь предложение»
У каждого ребёнка на листочке написано неправильно составленное предложение, дети читают, исправляют.
В. : Какие вы молодцы, со всеми заданиями справляетесь,забираем кружок. Вот и четвёртый конверт.
4. Игра с мячом «Измени слова. Сделай их длиннее»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, например, мяч. Ребёнок определяет, сколько в нем слогов, изменяет на слово мячик, называет, сколько слогов.
(кот, мяч, зонт, дом, коза, бант, роза, заяц, шар,стол,винт, лиса).Забираем кружок.
В. : Следующий пятый конверт с заданием. Сейчас вам нужно найти свою пару. Перед вами карточки. Нужно собрать записанные слоги. Соедините их и прочитайте получившееся слово.
5. (на-сос, ка-мыш, го-ра, жи-раф, пар-та, во-да.)Забираем кружок
В. : Хорошо. Вот и шестой конверт. На столе лежат листы с вашими именами. Найдите свое имя и сделайте звуковой анализ вашего имени.
6. Дети делают звуковой анализ своих имен. Забираем кружок.
В. : Остался последний конверт№7. Здесь задание «Изменить слово»
Дети на карточках читают слова и, изменяя первую букву, читают новое слово.
В. : Вот и собрали мы все кружки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на кружках? Посмотрите-ка, вам ничего не напоминает цвет кружков!
Дети догадываются, что буквы нужно расставить по цвету радуги. Произносят закличку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и читают слово - дружба.
В. : Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдовано?
Дети рассуждают.
В. : А сейчас давайте встанем в круг и попрощаемся.
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.