Елена Самойлова
Конспект НОД по реализации ОО «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Символы моей Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание для детей старшего дошкольного возраста Символы моей Родины
Цель: Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Задачи:
Образовательная область «Познание»
1. Формировать представление о Матрешке, березе, самоваре, медведе как о символах России. Упражнять в отгадывании загадок. Познакомить детей с русской традицией чаепития. Закрепить с детьми образы Сергиево – Посадской и Семеновской Матрешки при помощи упражнения на сравнение. Закреплять у детей понятия Родина, символ.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Символы России. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.
Образовательная область «Ознакомление с художественной литературой»
1. Познакомить детей со стихотворением Сергея Есенина «Белая береза». Учить детей замечать средства художественной выразительности
2. Воспитывать у детей любовь к природе.
Образовательная область «Коммуникация»
Упражнять в словообразовании. Активизировать в речи детей прилагательные. Пополнять словарный запас детей: толстобокая, приземистая, полая, чаевничать, белоствольная.
Образовательная область «Художественное творчество»
Закреплять умение детей лепить из соленого теста, используя приемы лепки: раскатывание, соединение.
Образовательная область «Социализация»
1. Закреплять умение взаимодействовать друг с другом при помощи игровых ситуаций.
2. Развивать умение работать самостоятельно и в подгруппе.
3. Воспитывать культуру поведения за столом, доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость, желание и готовность помочь другим в сложной ситуации.
Ход НОД
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло видеописьмо. Давайте, посмотрим его. (На экране медвежонок в жаркой стране)
Ребята, я потерялся!
На наш дом налетел ураган
И все смел на своем пути.
Меня унесло далеко-далеко.
И я теперь не знаю,
Где моя мама и как к ней вернуться.
Я даже не знаю, в какой стране я живу…
Воспитатель: Ребята, что же будем делать? (Ответы детей)
Правильно, нам надо найти Родину медвежонка, где живет его мама.
- А вы знаете, что такое Родина? (Ответы детей)
- Родина – это та страна, где мы родились. Как называется наша Родина? (Россия)
-Правильно. А еще у каждой страны есть символы. А вы знаете, что это? Символы – это такие знаки, по которым люди из других стран могут узнать нашу Родину.
- Ну что, в путь на помощь медвежонку! А поможет нам в этом непростом деле вот этот клубок Он не простой, а волшебный! Как только мы скажем волшебные слова, он тут же укажет нам верный путь. Вы готовы? (Да)
Давайте скажем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок
Через Запад на Восток.
Крепко ниточку держи
Путь-дорогу покажи!
Воспитатель подводит детей к экрану, там дом с закрытыми ставнями.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда это мы пришли? (Ответы детей) Интересно, кто же здесь живет? Чтобы узнать чей это дом, нам надо отгадать загадку:
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская…. (Матрешка)
На экране появляется матрешка
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите. Матрешки помещаются одна в другую.
По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. В России есть несколько городов, в которых изготавливают матрешек. Это город Сергиев Посад, и город Семеново Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? (ответы детей)
Воспитатель подводит итог
- А чем матрешки похожи? (Ответы детей). У обеих матрешек одинаковые предметы одежды.
Воспитатель: Вот такая она русская матрешка! Как Родина наша Россия красивая, так и матрешка удивляет и греет нас своей красотой.
- А теперь давайте поиграем.
Игра «Собери матрешку»
Дети делятся на 2 команды, каждая команда собирает свою матрешку
Воспитатель: Молодцы, весело и интересно поиграли с матрешкой. Но нам пора дальше отправляться в путь. Медвежонок ждет нашей помощи.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова:
Перед детьми мольберт (фланелеграф) с изображением деревьев: береза, папоротник, пальма.
Дидактическое упражнение «Что не так?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали? (Мы попали в лес)
- А что в этом лесу не так? (Здесь вместе растут деревья, которые не должны расти рядом)
- Почему они не могут расти рядом? (Потому что пальма, папоротник – это деревья жарких стран, а береза растет у нас в России)
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что с давних пор на Руси береза являлась самым почитаемым деревом, с которым связано множество обрядов и песен. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро.
Воспитатель открывает макет березы и отодвигает на задний план мольберт.
-Послушайте стихотворение С. Есенина, которое он написал о прекрасной русской березе «Белая береза»
Воспитатель: Скажите ребята, какие слова о березе говорит автор? Какая она? (белая, у нее пушистые ветки)
- А почему белая береза (Потому что ствол белый, потому что зима)
- Правильно, ребята и у нас уже поздняя осень, вот вот наступит зима, поэтому и наша береза тоже белая.
- Почему автор говорит, что у березы пушистые ветки? (Они пушистые от снега)
- С. Есенин в своем стихотворении говорит о том, что береза красива в своем снежном наряде, с чем он сравнивает снег? (С серебром)
- Как вы думаете, ребята, это доброе, нежное стихотворение или грубое? (Нежное и доброе). Правильно, ребята, Сергей Есенин тоже родился в России и как все русские люди любил природу, берег ее, нежно и по-доброму относился к ней, так он и описал «Белую березу».
Воспитатель: Помните, я говорила, что береза всегда считалась счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. А давайте сейчас подойдем к нашей березоньке, возьмемся аккуратно за ветку и тихонько про себя загадаем желание самое заветное, и завяжем свою ленточку на ветку. И вот увидите, ваше желание обязательно сбудется. (Воспитатель раздает ленточки детям, дети загадывают желания и завязывают ленточки на дерево).
Воспитатель: Вот ребята, каким добром и нежностью нас одарила наша березонька. Но нам пора дальше в путь – искать Родину медвежонка.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова:[/i
Перед детьми накрытый стол.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали? (Мы попали в чей-то дом)
- А почему здесь накрыт стол? (Здесь ждут гостей) Мы так долго шли с вами. Может мы и есть те гости, которых здесь ждут. Давайте присядем за стол. Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет» Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей). Правильно, ребята, русские люди всегда любили собираться за русским самоваром чаевничать- это значит пить чай и всегда любили принимать гостей. К чаю всегда подавали лимон, пироги, бублики (воспитатель обращает внимание на угощенье на столе) Очень интересна традиция русского чаепития. Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали «Спасибо». Давайте и мы попробуем передать друг другу чашку так как раньше это принято было делать.
Воспитатель: Дети всегда пили чай со взрослыми, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы студить его и звенеть ложечкой, размешивая сахар. Существует традиция завершения чаепития. Нужно было положить ложечку в чашку. Чайная ложка в пустой чашке, была знаком того, что гость больше не хочет чая.
Главное в русском чаепитии – это общение. Много чая, угощений и приятная компания. Не принято было молчать за столом. Молчание расценивалось как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Часто за чаем русские люди любили разгадывать загадки. Давайте и мы с вами отгадаем загадки – уважим хозяев этого гостеприимного дома.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке
Загадаю Вам загадки
Вместе с вами посижу,
Кто смышленей погляжу.
ЗАГАДКИ
Воспитатель:
Все сегодня молодцы, все сообразительны и загадки отгадали просто восхитительно!
Вот так русский самовар и правда всех гостей примет и объединит, как и наша страна Россия – гостеприимная!
А сейчас, ребята, давайте к этому замечательному столу слепим угощение – баранки, вдруг в этот дом еще гости зайдут. (Воспитатель показывает детям на тарелочки с кусочками соленого теста)
Дети лепят под песню группы «Непоседы» «Чых-пых самовар!»
- Складывайте свои баранки на разнос. Вот так угощение! А теперь вытирайте руки влажными салфетками, чтобы они были чистыми. Отдохнули мы в гостях пора уже нам в путь-дорогу, Родину медвежонка искать.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова:, останавливаются полукругом около экрана. На экране ворота и черные силуэты матрешки, березы, медведя, самовара.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие большие ворота, может мы уже пришли и там за ними и есть Родина медвежонка, где живет его мама медведица… Но ворота закрыты. Как же открыть их? (Ответы детей) Надо найти ключи.
Воспитатель из за экрана достает конверт с загадкой.
Воспитатель: Посмотрите, здесь подсказка, может она поможет нам узнать, в какой же стране живет медвежонок и его мама и открыть туда ворота (читает, на экране появляются поэтапно изображения из загадки):
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие же ключи от этих ворот! Это же уже знакомые нам предметы: матрешка, березка, самовар. Что общего у этих предметов? (Это символы нашей страны России). Значит, в какой стране живет медвежонок и его мама? (В России). Правильно, ребята, получается, что за этими воротами находится Родина медвежонка – Россия. Но посмотрите, ворота все еще не открылись. Какого символа России еще не хватает? (Дети по силуэту узнают, что не хватает медвежонка). Правильно, ребята!
Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.
На экране закрывается последний силуэт – изображение медведя. Ворота открываются и там картина просторов России, на заднем фоне медвежонок бежит к медведице)
Воспитатель: Какие молодцы, ребята! Вот и помогли медвежонку найти его Родину и вернуться к маме – медведице. А теперь и нам пора вернуться в детский сад.
Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова:
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
Ребята, вы сегодня так старались и у вас все получилось. В благодарность за вашу помощь, медведица и медвежонок передали вам подарки – вот такие березки – красавицы. Символ нашей Родины России.