Татьяна Калючина
Конспект НОД по развитию речи «Весна идет, весне дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи «Весна идет, весне дорога»
Цель: развитие связной речи у детей.
Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихи, поговорки, скороговорки и загадки). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Весна идет, весне дорога“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарная работа: подснежник, весняночка, веснушки, капель, проталинка.
Материал: Ширма, иллюстрации весны, музыка с «голосами птиц», толстые и тонкие сухие ветки деревьев, таз с водой, 2 стакана, молоток, небольшая дощечка, мяч.
Ход НОД
1. Организационная часть
Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: (здороваются и встают в круг).
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
2. Основная часть
- Ребята, какое настало время года? Отгадайте:
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…
Дети: (весна).
Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)
Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: (Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую и еще разобраться в некоторых заданиях). Подпись: С уважением: Заяц.
Ну, что ребята, поможем Зайцу?
Дети: Конечно, поможем!
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? (дети – «Да!»)
Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Тогда отправимся по тропинке.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Звучит музыка. Подходят к экрану
- Какое время года изображено на экране?
Дети: - Весна!
- Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Правильно, сегодня речь пойдёт о весне. С чего начинается весна?
Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)
Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой?
(Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали)
Изменились ли деревья?
(Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки).
Что происходит с птицами?
(Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны. Возвращаются перелётные птицы).
Слушают стихотворение
Я расскажу весеннее стихотворение.
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит.
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам
Налетят лесные птицы
Зашумят грачи, а с ними –
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
(И. А. Бунин)
Ребята, красивое стихотворение, правда? Оно похоже на сказку, я знала, что оно всем понравится, несомненно. Что вам запомнилось в этих строках? О чем это стихотворение?
Это стихотворение можно назвать рассказом о том, как наступает весна, о ее основных признаках.
- Молодцы! Вот теперь я вижу, что вы справились с заданием.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Проговаривается чистоговорка [л]-[л’](воспитатель вместе с детьми)
Ла-ла-ла - к нам пришла.
Весна (Хлопают в ладоши.)
Пло-пло-пло - на дворе
тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.)
Пель-пель-пель - капает
капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Ля-ля-ля - расцветай, Земля! (Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики».)
Скороговорки на звук [Г]
На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог через порог.
Стал на горох и упал на порог.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
***
Летит скворец - зиме конец.
Увидел скворца - весна у крыльца.
На горе на горе, весна на дворе.
Молодцы ребята!
А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? (март, апрель,май)
Давайте поиграем
Дети встают в круг и передают мяч
Игра «Подскажи слово». (с мячом)
-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.
-Весной солнце… (что делает) греет, припекает, ласкает.
-Сосульки (что делают) тают на солнце.
-Весной солнце (что делает) пригревает, светит ярче.
-Почки на деревьях… набухают.
-Ручей … бежит, журчит, течёт.
-весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.
-На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.
-Птицы весной… (какие) звонкие, радостные, голосистые.
А сейчас игра на внимание «Весенние слова».
Дети (садятся за столы и отвечают на вопросы)
Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
- Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т. д.).
Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя, солнечная).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
- Молодцы ребята и с этим заданием справились.
Физминутка «Пришла весна!»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
- Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?
Дети: - Конечно знаем, (рассказывают)
Молодцы ребята, вы всё правильно рассказали. Встретим, ребята, приход весны веселой игрой.
Игра : Какое слово лишнее: Капель, проталина, урожай, сосулька. Подснежник, весна, листопад, грач. Таять, капать, набухать, заготавливать. Март, апрель, декабрь.
Игра «Составь слово из слогов» весна, грач, солнышко, снег, капель, ласточка.
Игра «Расставь звуки» (разрезные карточки - р,л, з, ж,ш и т. д.)
3. Заключительная часть
Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться. Что нового вы узнали? Что запомнилось?
Дети отвечают на вопросы.
Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна. И заяц нам за это, подарки оставил (раздает конфеты).