Татьяна Волкова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Осень», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Задачи:
Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».
Упражнять: в согласовании существительных с числительными; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; в образовании множественного числа существительных именительного падежа.
Уточнять знания детей признаков осени. Расширение и активизация словаря.
Способствовать развитию предпосылок логического мышления, воображения, памяти, внимания.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего. Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов - эпитетов, сравнений, водопад, снегопад, камнепад берёзонька, берёзка. осинка, осиночка, елочка, дубок, дубочек, рябинушка, рябинка, липонька, липушка, сосенка, кленок, кленочек, тополёк, тополёчек, ивушка.
Предварительная работа: Наблюдение за природой осенью; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность.
Материалы: Мягкая игрушка «Ежик»; мяч; иллюстрации: дерево, ягода, куст, гриб; листочки разных деревьев с заданиями; коробка, оформленная в виде подарка; листья берёзы, клёна, липы, рябины, дуба; звукозапись «Звуки леса».
Ход работы
- Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем с пальчиками в игру, которая называется «Осенние листья» …
Разбросала осень листья, (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Разукрасила их кистью. (Круговые движения кистями рук.)
Мы в осенний лес пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)
В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист (Поочередно массируют подушечки пальцев, начиная с больших.)
На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони.)
- Скажите, о каком времени года шла речь в этой игре? (Об осени.) Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года? (Идёт осень.) А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.) Давайте вспомним их названия. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) (Педагог добивается от воспитанников полных ответов.)
- Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Октябрь – золотой осенью, а ноябрь – поздней осенью. У этих периодов много отличий. Например, ранней осенью днем часто бывает тепло, как летом. Вспомните, как Людмила Ивановна разрешала вам снимать курточки во время прогулки. Но ночью и утром уже прохладно. Ранней осенью мы еще наблюдали за некоторыми насекомыми. Вспомните, за какими? (божьи коровки, жуки, пауки). Птицы в этот период только начинают готовиться к отлету, еще много цветов, а деревья ранней осенью стоят зеленые и только некоторые листочки начинают менять окраску.
- Вы любите гулять? (Да.) Тогда предлагаю вам отправиться на не обычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите? (Да.)
- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся мы в путь – поиграть и отдохнуть!
Игровое упражнение «Змейка»
(Педагог включает звукозапись «Звуки леса».)
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и в лес пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
- Куда это, ребята, мы пришли? (Мы пришли в лес.) Помните, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушить его покой. Закройте глаза и послушайте, как он звучит. (5-10 секунд. В это время музыку можно сделать погромче.) (дети перед собой видят дерево с разными листочками на которых написаны разные задания)
- Посмотрите, а тут Ежик.
Ежик
- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются с игровым персонажем.) Вы пришли ко мне в гости? Как раз вовремя! Присаживайтесь скорее на мою лесную полянку. Мне как раз нужна ваша помощь. Я пересчитываю растения в своём лесу, ведь у меня их так много, и уже совсем запутался! Поможете мне? (Да).
(Педагог с дерева берет листочек с заданием.)
Первое задание от Ежика Игра «Посчитай и назови»
(Ежик начинает, дети продолжают по аналогии.)
— Вот смотрите:
Один куст. Два куста. Три куста. Четыре куста. Пять кустов.
Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одна ягода. Две ягоды. Три ягоды. Четыре ягоды. Пять ягод.
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
- Спасибо! Помогли мне! Справились! (Можно похлопать в ладоши.)
Второе задание от Ежика.
- А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад.) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».
- Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?.
Игра на словообразование
- Вода падает – водопад
- Камни падают – камнепад
- Снег падает – снегопад
(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
- Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало! Давайте встанем и подвигаемся чтобы согреться.
Физминутка
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Пока мы с вами согревались Ежик приготовил очередное задание.
Ребята, все деревья загрустили. А что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили? (Предположения детей: сделать им подарок. Сказать доброе слово. Спеть для них песенку. И т. п.)
- А давайте их ласково назовём!
Третье задание. Игра «Назови ласково». (С использованием иллюстраций.)
- Берёза – берёзонька/берёзка
- Осина – осинка/осиночка
- Ель/ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
- Дуб – дубок/дубочек
- Рябина – рябинушка/рябинка
- Липа – липонька/липушка
- Сосна – сосенка
- Клён – кленок/кленочек
- Тополь – тополёк/тополёчек
- Ива – ивушка
- Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так грустно. И посмотрите, как обрадовался Ежик!
- А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо? Ежик знает игру, которая так и называется «Эхо». Поиграем?
Четвертое здание. Игра «Эхо» (С мячом.)
- В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного и птиц, когда животное одно (медведь, а вы будете эхом и назовёте это животное, но только когда их много (медведИ).
Заяц – зайцЫ
Ёж –ежИ
Белка – белкИ
Лиса – лисЫ
Волк – волкИ
Бобр – бобрЫ
Дятел-дятлЫ
И т. п.
- Какое замечательное эхо!
Последнее пятое задание от Ежика игра «Подбери сравнение». Я вам называю слово, а вы мне называете слова с чем его можно сравнить.
Дуб - великан, господин;
Осень - царица, рыжая красавица, художница;
Трава - ковёр;
Небо - крыша, свод, свинцовый зонт;
Туча - барыня, тёмная карета, водная громада.
А теперь нам пора прощаться с Ежиком и в путь-дорогу собираться.
Ежик
- Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, помогли мне по хозяйству и деревья порадовали. За это вот вам от меня подарочек! (Коробка, украшенная подарочной бумагой и лентой.) Когда вернётесь в свою группу, тогда и посмотрите!
- До свидания, рад был вас видеть!
- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, возвращаемся обратно, хоть и было тут приятно.
Игровое упражнение «Змейка»
(В это время музыку можно сделать погромче.)
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли и обратно пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
После игры педагог предлагает детям сесть в круг и посмотреть, что подарил им Ежик. В подарочной коробке осенние листья с разных деревьев. Воспитатель раздаёт ребятам листья.
- Какие красивые листья подарил нам Ежик! Мой лист с берёзы, а твой? Как он называется? (Индивидуальные обращения к детям.)
- Вам понравилась прогулка с Ежиком? Что вам понравилось больше всего, что впечатлило? А что не понравилось?
(Индивидуальные ответы детей. При необходимости педагог напоминает о том, что не стоит перебивать друг друга и говорить всем вместе.)
У вас на столах лежат листочки, на которых нарисован контур лисы. У вас есть карандаши. Я предлагаю вам раскрасить лису, но не просто в рыжий цвет. Подумайте, понравилось ли лисе, как вы работали на занятии. Если вам кажется, что лисе понравилось, то раскрасьте рисунок рыжим цветом. А если лисе не понравилось, как вы работали, то раскрасьте рисунок синим цветом.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Вы очень высоко оценили свои успехи. А что же вам запомнилось на занятии больше всего?
- Спасибо вам, ребята, за такую интересную прогулку! Вы молодцы! Давайте превратимся в осень и устроим весёлый листопад в нашей группе! (Воспитатель подкидывает листок вверх, приглашая детей к игре.)