Ольга Богомазова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Плодовые растения изучаем — Яблоньке помогаем!»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №110 «Лесная сказка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе по теме «Плодовые растения изучаем – Яблоньке помогаем!» в рамках проекта "Дом Эколюдика изучаем - охранную книгу составляем!"
Богомазовой Ольги Васильевны
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Плодовые растения изучаем — Яблоньке помогаем!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Воспитателя высшей квалификационной категории
г. Владимир
Образовательная область: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тема: «Плодовые растения изучаем – Яблоньке помогаем!»
Вид занятия: экскурсия – развитие речи по «Экологическому маршруту детского сада «Лесная сказка».
Цель: актуализировать знания и представления детей о плодовых деревьях и кустах на территории детского сада через экскурсию.
Задачи:
Воспитательные:
• Прививать желание правильно вести себя в природе, бережного и безопасного отношения к окружающему;
• Воспитывать заботливость, бережливость и ответственность при взаимодействии с природой, желание защищать и охранять ее.
Развивающие :
• Развивать умение составлять план деятельности, инициативность, самостоятельность, умение подчиняться правилам.
• Развивать любознательность, наблюдательность, память при взаимодействии с природой.
• Развивать интерес к растительному миру, в частности – к плодовым деревьям и кустарникам.
Образовательные:
• Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен ее беречь, защищать и охранять
• Расширять представления детей о растениях ближайшего окружения (деревьях и кустарниках)
• Закреплять понятие «Сад», «Плодовые деревья»
Предварительная работа:
• рассматривание и изучение карты «Экологический маршрут детского сада «Лесная сказка»
• ситуативный разговор «Если пропадут все деревья…»
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
До:
• слушание экологической сказки «Яблонька в детском саду»
• д/и «Разложи правильно» (деревья, кустарники, цветы)
• д/и «Живое – неживое»
• д/и «Назови дерево или куст ласково»
• д/и «Я знаю 5 деревьев»
После:
• разучивание физкультминутки «Мы идем во фруктовый сад»
• д/и «Четвертый лишний»
• сюжетно – ролевая игра «Мама печет яблочный торт», «Приходите к нам на пироги»
• продолжение Охранной книги, дополнение страниц
• составление сказок на экологическую тему
Планируемый результат:
• научить распознавать плодовые деревья и кустарники в природе по их внешним признакам;
• привить интерес и потребность в общении с природой, любовь к окружающему посредством сказки;
• получить удовлетворение от участия в помощи Яблоньке.
Оборудование: игрушка Эколюдик, карта «Экологический маршрут детского сада «Лесная сказка», карточки с загадками, картинки с изображением плодов, корзинка для сбора природного материала, мяч.
Технологическая карта НОД
1. Организационный момент (30 сек)
- Ребята, сегодня Эколюдик нам рассказал очень интересную сказку. Вам понравилась она? (Дети собираются вокруг игрушки)
2. Процесс вовлечения в деятельность (3 мин)
Воспитатель:
- А вы не знаете, почему в сказке заулыбались ребята? Что они увидели?
Эколюдик детям в группе :
- А вы знаете ответы на вопросы яблоньки?
1. Что меня в земле так крепко держит? (корни)
2. Для чего мне нужны мои ноги – корни? (чтобы брать из земли воду, «пищу», питательные вещества)
3. Кого еще, кроме ребят, я могу угостить своими яблоками? (перечисляют – червячкам, жучкам, муравьям, пчелам, птицам)
Дети вспоминают, о чем сказка, отвечают на вопросы Яблоньки и по содержанию.
- Вы догадались, что могли приготовить повара из яблок?
- А что ваши мамы еще готовят из яблок?
- Почему Яблоня осталась стоять грустной?
3. Процесс целеполагания (2 мин)
Эколюдик огорчается:
- Ребята, как жаль, что яблоня так и не узнала ответ на свой вопрос!
- А вы знаете такие растения? А вы могли бы об этом рассказать яблоньке?
Где мы можем их посмотреть? (на карте и на улице)
- Как вы думаете, мы все растения назвали?
Дети по карте перечисляют плодовые деревья и кусты, потом
приходят к выводу, что надо еще поискать на прогулке.
4. Процесс проектирования и планирования деятельности (1 мин) Воспитатель:
- Итак, ребята, что мы решили сделать? (рассказать яблоне про растения, которые всех угощают)
- Постойте! А как же мы узнаем, где растет эта яблоня? Как же мы найдем ее среди всех деревьев?
Эколюдик:
- Посмотрите на карту, она вам все подскажет. Это место я пометил яблочком (на карте – маршруте появилось яблоко, вот туда и идите.
Дети, глядя на карту, договариваются, в какую сторону пойдут искать яблоню.
5. Процесс осуществления деятельности (20 мин)
На улице воспитатель напоминает:
- Ребята, мы с вами снова отправляемся в путь по Экологическому маршруту, а на нем необходимо соблюдать определенные правила. Давайте вспомним их? (дети перечисляют правила поведения в природе)
Как вы думаете, нужно ли в нашу Охранную книгу поместить те деревья и кусты, которые мы сегодня встретим?
Группа направляется по маршруту к яблоне, находя по пути плодовые растения, собирая материал для Охранной книги.
По пути возле растений играют в игры и просят листочки и плоды (если есть) для создания Охранной книги.
1. Дидактическая игра «Назови, какой сад».
Много рябин – рябиновый сад
Много слив – сливовый сад
Много вишен – вишневый сад
Много яблонь – яблоневый сад
По пути встречают рябину, сливу, вишню, распознают – дерево или куст, для кого полезны, кого угощают.
Проходя мимо калины - отгадывают загадку.
2. Отгадывание загадки
Возле сада куст растет,
Белым цветом он цветет –
Будут ягоды на нем,
Осенью их соберем.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная … (КАЛИНА)
Кого может она угощать?
- Придумайте предложение про калину, что вы ей подарите?
- Продолжаем наш путь, что это за растение? (БОЯРЫШНИК)
- Дерево или куст? Как вы догадались? Кого боярышник угощает своими плодами?
3. Знакомство со снежноягодником и девичьим виноградом.
На пути встречают куст с белыми ягодами, которые дети очень любят топтать ногами.
-Ребята, а вот еще кустарник с плодами… Интересно, а кого кормят эти ягодки? Как он называется?
Это снежноягодник, еще его называют снежник, волчьи ягоды. Когда он цветет, его очень любят пчелы, он хороший медонос. А вот его ягоды – несъедобные! Они вызывают рвоту, головокружение, слабость! Если сок ягод попадает на кожу – возникает отек, краснота, жжение. Человеку нужно быть очень осторожными с этими ягодами. А для чего же снежник выращивают, если он несъедобен и опасен? (для красоты, для насекомых, птиц – особенно зимой, для них он не опасен).
А вот там, неподалеку еще одно растение - вы все его знаете. (девичий виноград)
Оно радует нас своей красотой! Что это - куст, дерево или что-то другое?
Рассказываем, что виноград относится к цветам. Для человека его ягоды тоже несъедобны, зато порадуют птиц и насекомых.
- Мы теперь знаем, что эти растения опасны для людей, а как нам других об этом предупредить? (подводим к выводу, что в Охранной книге их надо пометить красным цветом)
Дети решают в Охранной книге поместить снежник и дикий виноград в красную рамку.
В конце дети доходят по маршруту до яблони.
- Ребята, поиграть с яблонькой хотите? А заодно в игре расскажем ей, кто чем угощает, но не просто расскажем, а назовем ласково.
4. Словарная игра с мячом «Назови ласково»
У яблони – яблочко, у вишни – вишенка, у рябины – рябинка, у калины – калинка, у сливы – сливочка, у винограда – виноградинка, у ирги… (дети задумываются, не могут подобрать слово)
В народе иргу ласково называют – КОРИНКА.
- Ребята, деревья и кустарники дают нам разные плоды, как мы можем их назвать одним словом? (плодовые)
- Как называется место, где растут плодовые деревья и кустарники? (сад)
- Ребята, все растения любят подарки, но не простые, а природные! Подарим нашей яблоньке на прощание природный подарок?
5. Составление предложений «Продолжи фразу.»
Предложение начинаем словами «Я дарю тебе…» (дети составляют предложения для яблоньки)
Например: Я дарю тебе птицу, она спасет тебя от гусениц.
Я дарю тебе цветок, он украсит тебя.
Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих листьях.
Я дарю тебе солнышко… Я дарю тебе дождик…
- Послушайте, что вам говорит наша яблонька?
6. Процесс рефлексии. (3 мин)
Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно? Что полезного вы сегодня приобрели для себя?
А зачем нам нужно было это путешествие? Как назовем одним словом все растения, которые навестили? (плодовые)
А нужно ли охранять эти растения? От кого?
А кому мы сейчас расскажем обо всем, что увидели на прогулке?
(рассказываем Эколюдику, какие плодовые деревья и кустарники есть на территории детского сада, кого и чем они угощают).
По желанию вечером дети рисуют растения, вклеивают их листочки и вместе с воспитателем продолжают делать книгу.
Экологическая сказка
«Яблонька в детском саду»
Жила-была молодая Яблонька. Жила она и не могла нарадоваться, потому что было это самое лучшее место на белом свете – детский сад «Лесная сказка». И вся жизнь у нее была как в сказке, вокруг много деревьев, кустов, цветов… Каждый день ее окружал веселый и заливистый смех ребят.
Но вот однажды Яблонька почувствовала такую тяжесть, что ей стало совсем невесело.
Спросила Яблонька у Солнышка :
- Что со мной? – промолчало Солнышко.
Спросила Яблонька у ветра, что с ней, но и ветер пролетел мимо – ничего не сказал.
Дождалась тогда Яблонька, когда дети гулять пойдут и решила у них спросить. Сначала пошли маленькие детишки на прогулку. Яблонька их и спрашивает :
- Ребята, вы не знаете, почему мне так тяжело стоять?
А они только руками развели – разговаривать-то еще не умеют!
Пошли потом большие ребята гулять, Яблонька и им задала свой вопрос. Посмотрели внимательно большие ребята на Яблоньку и заулыбались. Она даже обиделась – ведь ей так тяжело стоять!
Рассказали ребята Яблоньке, что впервые появились на ней красивые наливные яблочки, и что теперь она стала мамой!
- Что же мне делать с ними? Кому они нужны? – удивилась молодая Яблонька, ведь раньше с ней никогда такое не происходило.
А ребята не растерялись, попросили яблоки в детский сад.
- Хорошо, - говорит Яблоня, - отдам, но сначала ответьте на мои вопросы.
1. Что меня в земле так крепко держит?
2. Для чего мне нужны мои ноги – корни?
3. Кого еще, кроме ребят, я могу угостить своими яблоками
Ответили ребята на все вопросы. Обрадовалась Яблонька, что ребята такие умные и подарила им свои яблоки, да и другим природным жителям оставила. А ребята отнесли их на кухню. Много разных вкусных блюд приготовили из яблок повара!
А на прощание Яблоня сказала ребятам :
- Мне так интересно, какие же еще растения могут угощать всех своими плодами?
Только хотели ребята все рассказать любопытной Яблоньке, но прогулка закончилась. Им нужно было уходить в группу. Так и осталась Яблонька стоять задумчивой, не узнав ответы на свои вопросы…
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Богомазова О. В.