Светлана Бауэр
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Животные жарких стран».
Задачи:
- расширять знания детей об окружающем мире, уточнять представления о животных жарких стран;
- закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять умение согласовывать существительные и числительные в числе и падеже;
- учить составлять простые распространённые предложения;
- упражнять детей в правильном употреблении предложно-падежных конструкций; закреплять навык употребления в речи пространственных предлогов и наречий;
- учить детей классифицировать предметы по существенным признакам; формировать обобщающие понятия;
- закреплять навык образования сложных слов;
- развивать логическое мышление;
- развивать слуховое внимание, память, воображение;
- развивать общую и мелкую моторику, координировать речь и движения;
- развивать пространственные представления, ориентацию на плоскости;
- воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки;
- воспитывать эмоциональную восприимчивость;
- формировать такие нравственные качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь.
Оборудование: магнитофон и аудиозаписи, ширма и плоскостные изображения фигур животных жарких стран, предметные картинки, мягкие игрушки, муляжи, сюжетные картины- «нелепицы», сюжетная картина с контурными изображениями для коллективного раскрашивания.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, как на улице холодно, лежит снег, солнце не греет. А ведь есть страны, где всё время тепло, где солнце ярко светит круглый год. Как бы хотелось там побывать! Отправимся с вами в путешествие в жаркие страны! Возьмёмся за руки, друзья!
Музыкальный фон «Песня Красной шапочки». Дети идут цепочкой за логопедом и приходят в «джунгли» (ширма, оформленная плоскостными фигурами животных жарких стран, пальмами).
2. Основная часть
Воспитатель. Вот мы с вами оказались в жаркой стране, сколько здесь животных! Чтобы не спугнуть, давайте присядем и издалека понаблюдаем за животными! (Дети присаживаются на подушки, звучит фонограмма с голосами животных жарких стран)
Дети, почему нельзя к животным близко подходить? Какие это животные? Посмотрите внимательно, кто, где находится? ( Дети отвечают полным предложением: Бегемот стоит за кустами; Крокодил спрятался в воде; Обезьяна спряталась на пальме и т. д.)Каких животных жарких стран вы ещё знаете? (Дети перечисляют животных).
Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете животных жарких стран.
А загадки угадать сможете?
***
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей.
И питается он листьями,
Ветками с деревьев. (Жираф)
Логопед. Как вы догадались, что это жираф?
***
Очень прыткая, смешная,
Длинный хвост, но небольшая.
С веток прыгает легко,
Отгадайте это кто? (Обезьяна)
***
Кожа толстая, без шерсти,
Хобот длинный, до земли.
Если были в зоопарке,
То узнать его должны. (Слон)
Воспитатель. А какие слова подсказали вам, что это слон? У слона не только длинный хобот, но и большие уши. Поэтому мы его можем назвать большеухим.
Давайте поиграем в игру с мячом «Скажи одним словом». (Воспитатель, бросая мяч ребенку, начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение и бросает мяч обратно).
У тигра острые зубы, поэтому его называют… острозубым.
У жирафа длинная шея, поэтому его называют… длинношеим.
У зебры быстрые ноги, поэтому её называют… быстроногой.
У слона толстые ноги, поэтому его называют… толстоногим.
У обезьяны длинный хвост, поэтому его называют… длиннохвостой.
У бегемота толстая кожа, поэтому его называю… толстокожим.
Вот какие сложные слова мы с вами составили.
(Звучит аудиозапись со звуком ветра)
Дидактическая игра «Потерялся ребёнок»
Воспитатель.
Ветер поднялся,
Бушует, ревёт.
Каждая мама ребёнка зовёт.
Тихо бормочет мама спросонок.
- Помогите скорей, потерялся ребёнок!
- Как зовут?
- Не припомню никак!
Помогите скорей!
Позовите зверят!
Дети продолжают начатое воспитателем предложение:
Львица зовёт … львёнка.
Слониха зовёт … слонёнка.
Зебра зовёт … зебрёнка.
Мама жирафа зовёт … жирафёнка.
Воспитатель. Ребята, поможем животным? Кто бы нам подсказал дорогу? Может, попугай? (Звучащая игрушка)
И правда, попугай знает, где найти детёнышей. Он нам указал дорогу, а подсказка в сундуке, а где сундук? (Дети находят, берут карты, садятся за столы).
Воспитатель. Дети, рассмотрим карты! Что нарисовано в верхнем левом углу? ….) В правом нижнем углу? (кактус). (Графический диктант) Начинаем ход от кактуса. Идти надо так! Один шаг – это одна клеточка. (Шаги вверх, вправо, влево, вниз). Куда указала карта? Правильно, на водопой. Значит, детёныши на водопое.
Воспитатель. Отправляемся на поиски, становитесь за мной, и идём, высоко поднимая ноги.
Чтоб детёнышей найти,
Джунгли надо нам пройти.
Ноги выше поднимаем,
По траве густой шагаем.
(Дети вместе с педагогом подходят к демонстрационной картине «На водопое»)
Воспитатель. Вот же они! Нашлись детёныши. Давайте их пересчитаем. (Счёт от 1 до 5).
А чтобы они больше никогда не терялись, предлагаю вам поиграть в игру «Непростые узелки». Нужно соединить мам и их детёнышей. Посмотрите, как я это сделаю. (Педагог показывает, как нужно соединить карточки с изображением мам и детенышей, привязывая их шнурками).
Молодцы, у всех хорошо получилось, теперь детеныши никогда не потеряются.
Физминутка
Воспитатель. Вы, наверное, знаете, что животные жарких стран бывают хищные и травоядные. Почему они так называются? (Дети отвечают) Поиграем в игру «Кто что ест?»
Выбирайте, кого и чем вы будете кормить. Вставайте друг за другом около верёвочки и по очереди кидайте корм животным.
( Дети выбирают муляжи: косточку, траву или банан и кидают их игрушкам животных. Льву – косточки, обезьяне – банан, слону – траву)
Воспитатель. Молодцы, никто не ошибся. Проказница-обезьянка нарисовала для вас рисунки о животных жарких стран. Но она, наверное, с нами пошутила. (На «лиане» висят сюжетные рисунки - нелепицы». Педагог показывает и спрашивает, что на них изображено. Если дети затрудняются в ответах, даются наводящие вопросы)
- В жарких странах светит солнце и круглый год холодно. А как на самом деле?
- Все ли эти животные живут в жарких странах?
- Крокодил живёт на пальме, жираф в воде, а слон летает в небе. Так бывает или нет?
- У жирафа жирафёнок, у льва – котёнок. А как на самом деле?
- Крокодил очень любит бананы, а обезьяна – рыбу. Так ли это?
- Лев защищается копытами, а зебра – когтями. Так бывает или нет?
Воспитатель. Не запутаешь вас!
Много вы теперь знаете о животных жарких стран! Пришло время возвращаться в детский сад.
Чтобы садик нам найти,
Джунгли надо нам пройти.
(Звучит фонограмма «Песня Красной Шапочки», дети с педагогом «возвращаются» в детский сад)
3. Итог занятия
Воспитатель. Мы вернулись с вами в сад. На память о нашем путешествии я дарю вам картину, чтобы она ожила всеми красками жарких стран, нужно её раскрасить. А раскрашивать надо всем вместе.