Ольга Бугаева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи — звук «Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ч (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ч. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать партнерские отношения во время игр.
И. О. О. : Р. р., П. р., С. -К. р., Х. -Э. р.
Словарная работа: чародей, карачаевцы, чаща.
Материалы: игрушка паровоз.
Начало НОД.
Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи — звук „Ч“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво.
Давайте вспомним нашу «Напоминалочку»:
Говорим всегда красиво -
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
- Ребята, что нам помогает говорить? Язык. А где живёт язычок? Хотите узнать, какая история однажды произошла с язычком? Тогда слушайте.
Основная часть.
1. Уточнение артикуляции звука Ч.
- Пошел Язычок погулять и пришел к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел: „Ч-ч-ч“. Язычок стал учить песню паровоза. Он поднял кончик языка, будто собрался запеть: „Ш-ш-ш“, но сделал шаг назад в своем домике. Покажите, как Язычок сделал шаг назад. Закройте рот, дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь пусть язычки снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат ими в потолок: „Ть-ть-ть“.
А теперь постучите кончиком языка в потолок, пустите на ладонь (сделайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте: „Ч-ч-ч“. (Дети повторяют упражнение несколько раз. ) Какую песню мы сегодня узнали? Чья это песня?
Язычку очень понравилось играть в паровоз. Паровоз шел быстро: „Ч-ч-ч-ч“, потом еще быстрее… Когда паровоз шел медленнее, его песня затихала. Послушайте теперь, как поет песню паровоз …. (Спрашивает 3–4 детей, которые нечетко произносят звук ч. )
2. Чистоговорки.
- Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза:
Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.
Уч-уч-уч, уч-уч-уч, а на небе яркий луч.
3. Игра «Будь внимателен».
- Ребята, давайте узнаем, кто у нас самый внимательный. Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком ч, хлопните в ладоши. Будьте внимательны.
Чай… чародей… волшебник… чаща… чертенок… озорной… чижик… воробей… кашлять… чихать… карачаевцы.
-А кто такой чародей? А карачаевцы? Что такое чаща?
4. Физминутка.
Перед зеркалом стою
И себя не узнаю. Качают головой.
Ставлю руки на бочок: Ставят руки на пояс.
Я отважный морячок. Правая нога - на носок, подбородок вверх.
Вы еще не сели? Соединяют руки,
Я теперь качели. качают ими влево-вправо.
Ну-ка угадай-ка, Машут руками как крыльями
Что за птица? Чайка.
Только ночка началась, Руки в стороны, ноги широко расставлены.
В небе звездочка зажглась.
5. Игра «Назови ласково».
- А теперь поиграем в игру «Назови ласково» (Слова: звезда, ёлка, стул, рука, палец, ключ, иголка, луч, молоток, барабан).
- Молодцы! Я хочу подарить вам новую загадку:
Белая бочка,
Нет в ней ни сучочка. (Яйцо)
- Давайте её повторим, а вечером загадаем родителям.
Итог НОД.
- Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Со звуком Ч. А чья это песенка? Паровозика. Какие игры вам понравились? Какую загадку мы выучили?