Виктория Ермак
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Одежда»
▼ Скачать
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории
В. Ф. Ермак, г. Норильск
Задачи:
- расширить и конкретизировать представления об одежде, её назначении,
- формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -онък-;
- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.
Оборудование: аудиозапись вьюги, большая шляпа, предметные картинки с изображением одежды.
Ход НОД
Организационный момент. Воспитатель включает аудиозапись вьюги, метели.
Воспитатель: ребята, слышите – как на улице ветер злится? Завывает метель, идёт снег. Как вы думаете – холодно там?
Ответы детей (да, там сильный мороз).
Воспитатель: верно. На улице стало очень холодно. Птицы прячутся в веточках деревьев и кустарников, животные – в свои норки, а люди стараются находится в такой холод в помещениях, где тепло и уютно и очень хочется послушать сказки.
Воспитатель: Ребята! Вы любите сказки? А хотите поучаствовать в одной из них? (Дети: Да, хотим.) Тогда познакомьтесь с нашей гостьей - Волшебной Шляпой.
Воспитатель: Сегодня мы послушаем сказочную историю Волшебной Шляпы. Она очень много путешествовала. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми Волшебная Шляпа справиться так и не смогла. Поэтому она просит помощи у вас. Поможем Волшебной Шляпе? (Дети: Да.)
Вводная беседа.
Воспитатель: Послушайте, одну из историй Шляпы как появились одежда.
Одежда возникли в глубокой древности. С ее помощью человек спасался от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур животных, на которых охотился.
Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шерсть, шелк. Хлопок получают из растений, шерсть - от домашних животных, а шелк добывают из тутового шелкопряда. Эти и другие ткани широко используются для пошива одежды.
Предметы одежды делятся на женские и мужские. Одежду, которую мы покупаем в магазинах, шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды, нужно потрудиться. В этом человеку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов.
Люди носят одежду, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз или, наоборот, защититься от летнего зноя. Какую одежду надеть, зависит от погоды и от того, что человек собирается делать.
Воспитатель: Однажды холодным осенним днем вышла Волшебная Шляпа на прогулку. А навстречу ей идут платье, шорты, куртка, пальто, футболка, шуба, плащ и дубленка. (Воспитатель выставляет на доску картинки.) Смотрит Волшебная Шляпа и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода и не могут согреться, шубе и дубленке очень жарко и только пальто, плащ и куртка чувствуют себя прекрасно.
Ребята! Расскажите Шляпе, почему так по-разному чувствовали себя предметы одежды.
Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Почему замерзли платье, шорты, футболка? (Потому что платье, шорты и футболку носят летом. Это летняя одежда.)
Почему было жарко шубе и дубленке? (Потому что шубу и дубленку носят зимой. Это зимняя одежда.)
А почему пальто, плащ и куртка чувствовали себя прекрасно? (Потому что куртка, плащ и пальто - это осенняя одежда. А Волшебная Шляпа гуляла осенью.)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы наверное немного устали, тогда я вас приглашаю пройти со мной на ковёр, для того что бы превратиться
“в маленьких гномиков “. Я сейчас мы свами и Волшебной Шляпой сделаем пальчиковую гимнастику:
Жили – были в домике Дети сжимают и разжимают кулачки
Маленькие гномики
Токи, Тики, Лики, Чики. Микки. Зажимают пальчики начиная с большого
Раз, два, три. Четыре. Пять.
Стали гномики стирать. Трут кулачками друг о друга
Токи – рубашки,
Пики – платочки. Загибают пальчики начиная с большого
Лики – штанишки.
Чики – носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Какие вы все молодцы. Всё у вас очень хорошо получилось. А теперь давайте опять “ превращаться “ в людей. Но для этого мы должны встать на ноги и потянуться. Ну вот опять мы большие.
Воспитатель: Смотрит Волшебная Шляпа и не верит своим глазам: вдруг всех предметов стало в два раза больше. (Воспитатель прибавляет к каждому предмету одежды еще по одному.) И теперь, чтобы поговорить с ними Волшебной Шляпе пришлось использовать слова два и две. Но она очень часто ошибалась, говорила неправильно, и все над ней смеялись. Давайте расскажем Волшебной Шляпе, какое слово к какой одежде подходит.
Игра «Два, две». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
Воспитатель: О чем можно сказать два? (Два платья, два плаща, два пальто.)
О чем можно сказать две? (Две футболки, две куртки, две шубы, две дубленки.)
А вот про шорты ребята, нужно сказать двое. Повторите за мной. (Двое шорт.)
Воспитатель: И все-таки Волшебной Шляпе удалось найти общий язык с одеждой. А все потому, что она называла их ласковыми словами. Угадайте, как она называла предметы одежды.
Игра «Назови ласково». Платье - платьице, шорты - шортики, куртка - курточка, пальто - пальтишко, футболка - футболочка, шуба - шубка, плащ - плащик, дубленка - дубле- ночка.
Физкультминутка «Одежда».
Выполнение движений по тексту стихотворения
Вот заходит Мойдодыр ходьба на месте
У меня с ним только мир. сжимают одну ладонь другой.
Рубашка чистая висит руки поднять вперёд и опустить вниз
И майка впереди зашита сгибают правую руку в локте и имитируют
шитьё иголкой.
Он пальцем больше не грозит грозят пальцем, повороты головой в
стороны
Что пальто на месте не висит руки поднимают вверх и опускают вниз
Шорты, брюки и халат загибают по очереди пальцы
В шкафу на вешалке висят. поднимают руки и опускают вниз.
Сарафан, костюм, жилет - поочерёдно загибают пальцы
Чище в гардеробе нет. голову поднимают вверх, повороты головы в
стороны
Воспитатель: Волшебной Шляпе стало интересно, из какого материала сделана одежда, и она решила спросить об этом своих новых друзей. Оказалось, что никто этого не знает. Давайте мы расскажем Волшебной Шляпе, из чего и какие бывают предметы одежды.
Игра «Какой, какая, какое?». Дети образуют слова-признаки от словосочетаний.
Платье из ситца - ситцевое.
Платье из бархата - бархатное.
Платье из шелка - шелковое.
Платье изо льна - льняное.
Кофта из шерсти - шерстяная.
Перчатки из кожи - кожаные.
Шуба из меха - меховая.
Куртка из джинсовой ткани - джинсовая.
Пальто из драпа - драповое.
Футболка из хлопка - хлопчатобумажная.
Дубленка из замши - замшевая. И т. д.
Игра «Узнай по описанию».
Воспитатель: Вот какую загадку загадала Волшебная Шляпа: «Красивое, длинное, вечернее, бархатное». (Платье.)
А платье загадало загадку Волшебной Шляпе: «Теплая, меховая, пушистая, длинная». (Шуба.)
Воспитатель: А вы ребята придумайте свои загадки.
Дети придумывают загадку, например, о шапке (с опорой на картинку, а затем еще о двух предметах одежды (уже без помощи картинок).
Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, шерстяная, мягкая. (Шапка.)
Теплый, пушистый, длинный, вязанный, шерстяной, мягкий. (Шарф.)
Летняя, льняная, легкая, мужская, разноцветная. (Рубашка.) И т. д.
ИТОГ:
Воспитатель: Вот такая история произошла с Волшебной Шляпой. А сейчас Волшебная Шляпа предлагает поиграть со мной, я вас приглашаю в наш магазин. Я буду продавец и буду вам продавать одежду. А вы будете покупателями. Я буду спрашивать вас: “ Что вы хотите купить?” А вы начинаете свой ответ со слов: “ Я хочу купить…. Но чтобы сделать покупку, вы должны подробно рассказать о том, какая она. Итак, кто будет первым покупателем?
Примеры:
1-й ребёнок: Я хочу купить платье. Оно жёлтое, красивое, с кармашками.
Воспитатель: Вот ваша покупка. Возьмите пожалуйста.
Ребёнок: Спасибо.
Воспитатель: А вы что хотите купить?
2-ой ребёнок: Я хочу купить кофту. (если ребёнок затрудняется продолжить свой ответ, нужно задать наводящие вопросы: например: какая она, какого цвета и т. д.)
Воспитатель: Вот возьмите свою покупку, пожалуйста.
Ребёнок: Спасибо.
Таким образом можно организовать диалог с каждым ребёнком.