Вероника Павлова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима»
Задачи: вовлекать детей в содержательное общение, диалог; побуждать высказывать предположения, рассуждать, обобщать новую информацию в форме короткого текста; обогащать словарь образными словами и выражениями, учить подбирать родственные слова и слова-признаки; воспитывать интерес к письменной речи.
Оборудование: картина (зимний пейзаж).
Ход занятия
I. Организационный момент
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь и улыбнитесь им. Я тоже улыбаюсь всем вам и прошу сесть на свои места. Правда же, от улыбок у всех хорошее настроение. Поделитесь им друг с другом.
II. Артикуляционная гимнастика
Работа в паре
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь так, чтобы все зубы были видны. Держим улыбку под счет до 5. Это просто голливудская улыбка, так улыбаются звезды киноэкрана. Фотографирую для афиши.
Мы с вами выполнили упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбка». (Воспитатель выставляет карточку с пиктограммой упражнения.) А теперь вытяните губы вперед трубочкой как будто для поцелуя. Это второе упражнение – «Трубочка». (Воспитатель выставляет карточку с пиктограммой упражнения.) Держим под счет до 5. Выполняйте правильно: дырочки между губами не должно быть. А теперь меняем положение губ под счет от 1 до 10. Раз – «Улыбка», два – «Трубочка» и т. д. Молодцы!
Следующее упражнение – «Иголочка». (Воспитатель выставляет карточку с пиктограммой упражнения.) Губы в улыбке, язык тонкий, как иголочка, высовывается далеко изо рта. Посоревнуйтесь в паре, у кого язык длиннее. Кто удержит узким язык под счет до 5?
А теперь наоборот. Сделаем язык широким, как лопата. (Воспитатель выставляет карточку с пиктограммой упражнения.) Губы в улыбке, положите широкий язык на нижнюю губу. Не слушается? Накажем! Похлопайте по нему: пя-пя-пя. Вот! Сразу исправился. Меняем под счет до 6: «Иголка» - «Лопата».
И последнее упражнение – «Дразнилка». Разрешаю немного похулиганить. Поднимите широкий язык на верхнюю губу (бллллл). Закончили. Выходите на ковер, поиграем с мячом в игру «Подскажи словечко».
Игра «Подскажи словечко»
Я назову слово-действие, а вы – слово, которое обозначает, кто или что это делает и бросаете мне мяч обратно.
ДУЕТ – (ветер)
БУШУЕТ – (метель)
ИСКРИТСЯ – (снег, лед)
СВЕТИТ – (солнце, луна)
ПАДАЮТ – (снежинки)
А теперь наоборот. Я называю слово-предмет, а вы – слово-действие.
СНЕГ – (падает, искрится, хрустит под ногами) А почему снег хрустит? Ломаются лучики снежинок.
МОРОЗ – (трещит)
ВЬЮГА – (воет)
ЛЁД – (сверкает)
ИНЕЙ – (серебрится)
Как вы думаете, какая общая тема объединяет все эти слова? О каком времени года будем говорить? Верно, о зиме. Давайте запишем слово ЗИМА на доске. Назовите первый звук в слове ззззззззззима. Дайте его характеристику. Звук зь гласный или согласный? Звонкий или глухой? Проверьте, закрыв уши ладонями. Звенит? Твердый или мягкий? Какой буквой обозначаем его на письме. Запишите. Назовите второй звук. Охарактеризуйте. Запишите букву на доске. Произнесите слово «зима», выделяя голосом третий звук. Дайте характеристику звука м. Какой буквой обозначим его на письме? Запишите. Дайте характеристику последнего звука в слове. Отхлопайте по слогам. Сколько слогов в слове? Почему 2? Вспомните правило. (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
Подойдите к окну. Какое время года за окном? Назовите признаки зимы, по каким приметам вы узнали, что идет зима. (Солнце светит мало и слабо греет. Поэтому зимой холодно, морозно. Дни короткие, а ночи длинные. Кругом лежит снег: и на земле, и на крышах домов. Деревья стоят голые. На ветвях часто бывает иней, дует холодный ветер. Реки и озера промерзают так, что по льду можно ходить и ездить.)
Расскажите о повадках зверей и птиц зимой. (Звери лесные в теплые норы забрались. Волки, лисы на охоту выходят, а медведь с осени как заляжет в берлогу, так и спит до весны, спит и еж. Заяц меняет шубку на белую, чтобы на снегу быть незаметным. Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился. Птицы подбираются ближе к жилью человека. Воробьи распушили перышки, нахохлились, стали похожи на шарики. Галкам, голубям, синицам нужно помогать, подкармливать их.)
Скороговорка
Вы хорошо рассказали. А про белочку забыли. Выучим о ней скороговорку. Повторите сначала медленно. А теперь сначала тихо и постепенно увеличивая силу голоса.
Все бело, бело, бело.
Много снега намело.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Кто сможет повторить четко и быстро, станет на стул и выступит.
ФИЗМИНУТКА
Горсть большую снега взяли – имитация движения ладонью с согнутыми пальцами одной руки
И лепить комочки стали. - имитация движения «лепка снежка»
Снег плотней в руках сожмём, - имитация движения «лепка снежка»
Да в снежки играть начнём. - имитация движения «прицеливание»
Кидай! Не промахнись! - имитация движения «метание снежка»
Осторожно! Все садись! (Дети садятся на свои места.)
Подберите слово в рифму и найдите на столе карточку с ответом. Прикрепите карточку к доске магнитом.
Тихо-тихо, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
С неба падают пушинки –
Серебристые (снежинки).
Не теряйся же, дружок,
А быстрей лепи (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Внучка дедушки (снегурка).
На рябине, посмотри,
С красной грудкой (снегири).
Из земли цветочек нежный
Пробивается (подснежник).
Сладко спит и безмятежно
Мишка, сделав домик (снежный).
Кто прочитает слово? Что вы можете сказать обо всех этих словах? Это слова-родственники. Они близки по смыслу и имеют общую часть. Какую? (снег/снеж)
Как можно рассказать о снеге, какой он? (Пушистый, искристый, легкий, липкий, скрипучий).
Кто хочет поработать у доски? Нужно распределить эти слова на группы по количеству слогов. В первую группу – слова, которые имеют 1 слог, во вторую – два слога и т. д. Проверим в конце занятия.
Работа в группах
Поработаем в группах. Разделитесь на 3 группы по рядам.
Первая группа, подберите родственные слова к слову мороз. (морозный, морозить, замораживать, мороженое, заморозки, морозильник)
Вторая группа, к слову лед. (ледяной, льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед)
Третья группа, к слову зима. (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие, зимовка, озимые).
Подумайте, какими словами-признаками можно рассказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, холодная, красивая.)
Как же долго мы сидели,
Наши руки занемели,
Мы немного их потрем,
Отогреем, разомнем.
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
Подойдите к картине. Давайте ее рассмотрим и расскажем, какая зима красивая.
(Дети рассматривают картину, составляют рассказ.)
Понравилось вам занятие сегодня. Что запомнилось? Верно ли сгруппированы слова на доске? Благодарю вас за хорошую работу. Особенно отмечу … Молодцы. В следующий раз прошу быть активнее… Занятие окончено.