Ольга Кочупалова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Покормите птиц зимой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Покормите птиц зимой!“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- активизировать внимание, память и мышление; вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Словарная работа: Синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, дятел,голубь.
Предварительная работа: Разучивание стихов о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края, отгадывание загадок о птицах, беседа о зиме, как о голодном и трудном времени для птиц.
Ход занятия:
Организационный момент
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
Вводная беседа. Актуализация знаний детей.
Показываю иллюстрации с изображением зимних пейзажей.
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).
О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).
В: Нам морозы нипочем, с вами мы гулять пойдем, Я предлагаю вам, со мной пойти погулять в зимний лес. Только там холодно, надо одеться потеплее.
- Очень холодно зимой (скрещивают руки на груди, похлопывают ладонями по плечам).
- Но, мы пойдем гулять с тобой (шагают на месте).
- Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз).
- Я надену шапку (двумя руками поглаживают по голове).
-Я надену шарфик и еще платок (поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью).
- А потом красивые, теплые пушистые, рукавички на руки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы).
- И хотя я маленькая, у меня есть валенки
(выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую).
В: Вот мы и готовы отправиться в путешествие. Но как попасть в зимний лес? (предположения детей) Для того чтобы оказаться в зимнем лесу, ребята, давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: «1,2,3 покружись, в зимнем лесу очутись!»
В: Представьте, мы идем по лесу, снег под ногами скрипит, вокруг тишина….
(Презентация – приложение №1)
Слайд 1 (Зимний пейзаж слышится скрип шагов)
В: Присаживайтесь на пенечки (стульчики)
В: Ребята, а к кому мы в лесу пришли в гости, вы сейчас догадаетесь сами
Слайд2 - звучат голоса птиц
Д (дети) к птицам
В: Отгадайте загадки:
- Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска
шарфика….(синица) Слайд3-синица
- Я весь день клюю жучков, уплетаю червячков, в теплый край я не улетаю, здесь под крышей обитаю, чик- чирик – не робей - я бывалый (воробей)
Слайд4 - воробей
- Эта птица сизокрыла любит семечки клевать и тихонько ворковать (голубь)
Слайд5- голубь
- Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять (снегирь) Слайд6- снегирь
- Черный жилет, красный берет, нос,как топор, хвост, как упор (дятел)
Слайд7 - дятел
- О ком были загадки?
Д: О птицах
В: По каким признакам вы это определили?
Д: У всех есть клюв, перья, крылья, хвост.
В:Это птицы зимующие или перелетные?
Д: Зимующие (слайд 8 – зимующие птицы)
В: Почему мы их так называем?
Д: Они остались с нами зимовать
А сейчас вставайте в круг, и давайте поиграем. Игра называется "Перелетные - зимующие". Я вам буду бросать мяч и называть птицу, а вы будете говорить перелетная это птица или зимующая (проводится игра).
В: Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
Д: Нельзя шуметь.
В: Почему?
Д: Чтобы не разбудить медведя, не напугать лесных зверей и птиц.
Слайд9 (сорока - трещит)
(влетает сорока, ребенок подготовительной группы)
Сорока: Ох, я бедная несчастная сорока - белобока, одна я осталась в нашем лесу, всех птичек подружек заколдовала злая Баба- Яга и сказала, что расколдовать их помогут маленькие, но очень умные, смелые и добрые дети. Где же мне их найти? Ребята, может вы подскажите?
Д: Мы поможем!
Сорока: Для этого надо разгадать все ее секреты, пойдемте по ее следу.
( аудиозапись: скрип шагов по хрустящему снегу).
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом?
Может, слева под бревном?
(пришли к сугробу на нем в конверте детали пазла с изображением зимующих птиц, сорока просит собрать этот пазл).
В: Кого вы видите?
Д: Птиц
В: Назовите их.
Д: Синица, воробей, ворона, сорока, дятел.
Сорока: Молодцы, вы не только умные, но и быстрые дети. Вы справились с этим заданием и освободили некоторых птиц!
Идем быстрее вперед!
Составление описательного рассказа о зимующей птице по схеме - алгоритму.
(Приложение 2.)
(Снегирь - зимующая птица. Он небольшой. Окраска пестрая, красная грудка, черная голова, крылья и хвост. У снегиря широкий клюв и короткий хвост, любит лакомиться рябиной. Живет в лесу и городе.)
В: Приглашаю всех ребят в «Птичий хоровод»
Птички клювик поднимают, (поднимают и опускают голову)
Птички крылья расправляют, (поднимают и опускают прямые руки)
Птички зернышки клюют, (приседают и стучат указательными пальцами по полу)
Птички песенки поют, (поворачивая вправо и влево, взмахивая руками и произносят «тень- тень»)
Птички ножки разминают, (поочередно поднимают ноги, сгибая колени)
Птички прыгают, летают. (прыжки на двух ногах)
Беседа с детьми о кормлении птиц :
В: Как вы думаете, легко ли найти птицам корм зимой?
Д: Трудно находить корм во время снегопада, метели, сильных морозов.
В: Да, в такую погоду много птиц погибает от холода и голода. Поэтому и летят многие птицы поближе к жилью человека, здесь легче найти корм.
В: Вы сказали, как трудно найти птицам корм зимой. А мы с вами можем помочь птицам?
Д: Мы можем их подкармливать.
В: Чем их можно подкармливать?
Д: Крошками хлеба, семечками, кусочками творога.
В: А где же птицы смогут найти наши угощения?
Д: В кормушках
В: Назовите правила кормления птиц.
Д:- кормить нужно в одно и то же время;
- в одном и том же месте;
- не оставлять мусор возле кормушки.
Слайд10
В: Люди стараются развесить кормушки в садах, парках, около дома, у себя на балконе. Кормушки могут быть разными:
в виде домиков с крышей из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не спугнуть птиц.
Сорока: Вы действительно, добрые смелые дети. Много знаете о зимующих птицах. Вы помогли мне их расколдовать. В благодарность от меня и моих друзей мы дарим вам раскраски с птицами. А нам пора улетать! До свидания!
В: Но зимний день кончается, птичьи игры прекращаются.
Зимующие птицы, вокруг себя повернитесь.
В мальчиков и девочек превратитесь!
В: Вот мы и в детском саду. Рассаживайтесь поудобней за столы, выбирайте раскраски и раскрасьте птиц, вырежете их ножницами и посадите на импровизированное дерево (творческая работа детей)
В: Кому мы сегодня помогли?
Д: Птицам.
Слайд 11
В: Когда мы с вами пойдем на прогулку то мы можем…
Д: Повесить кормушку и покормить птиц.
В: Хочу вас всех поблагодарить и сказать большое спасибо!