Инна Дмитренко
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе (мнемотехника) «Незнайка учит стихотворение»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе (мнемотехника)
«Незнайка учит стихотворение»
Задачи:
1. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.
2. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе (мнемотехника) „Незнайка учит стихотворение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
3. Добиваться хорошего запоминаниястихотворения, используя приёмы наглядного моделирования.
4. Учить детей читатьстихи выразительно.
5. Развивать поэтический слух.
Предварительная работа: Наблюдение за явлениями зимней природы на прогулке. Рассматривание иллюстраций с изображением зимы, чтение произведений о зиме.
Словарная работа: теплится.
Оборудование: костюм Незнайки, зеркало и салфетка на каждого ребенка для артикуляционной гимнастики, лист со стихотворением (задание от Знайки, мнемоквадраты для составления мнемотаблицы, аудиозапись для физкультминутки, указка.
Ход НОД.
Входит Незнайка.
1. Сюрпризный момент.
Незнайка : - Прррривет, ребята! Какие вы красивые! Я тоже красивый, у меня всегда хорошее настроение, поэтому моя одежда такая пестрая! А зовут меня …
Дети: - Незнайка
Незнайка : - Да, это я. Ой, а у вас - гости! Давайте поздороваемся с ними!
Все здороваются.
Незнайка : - Я очень люблю играть. Поэтому давайте для начала все встанем в кружок и выполним все действия из задания, которое я вам расскажу!
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
2. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ].
1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.
4. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
3. Работа над стихотворением.
Незнайка : - Знаете ребята, а я ведь не просто так к вам пришел. Меня Знайка отправил! Вы знаете Знайку?
Дети: - Знаем!
Незнайка : -Так вот, Знайка хоть и умный, но мне он друг. В нашем Цветочном городе будет концерт. Все будут выступать, и я тоже! Поэтому Знайка дал мне прочитать стихотворение. Хотите послушать?
Дети: - Да!
Незнайка выразительно читает стихотворение Т. Шорыгиной.
Одуванчик из снежинок
Поднесёт к губам Зима,
Только дунет — и пушинок
Разлетятся семена.
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звёздочкам ладонь.
Незнайка : - Ну как, вам понравилось?
Дети: - Да!
Незнайка : - Что вы представили, когда слушали стихотворение? (Снег, зиму, снежный одуванчик, домик, в его окне виден огонек, на улице темно)
Словарная работа.
Незнайка : - А как вы думаете, что значит слово «теплится», как понять выражение «теплится огонь»?
Дети: - Это значит, что огонь еще чуть-чуть горит, понемногу затухает.
Незнайка : - Молодцы! Но это еще не все задание. Знайка сказал, что стихотворение надо выучить. А это, оказывается, совсем непросто! Поможете мне, ребята?
Дети: - Да!
Незнайка : - Давайте еще раз его послушаем. Но не просто так. Я нарисовал картинки, чтобы легче было запомнить.
А чтобы наши глазки лучше разглядели картинки, давайте сделаем маленькую гимнастику для глаз.
Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Незнайка : - Теперь мы готовы рассматривать рисунки.
Затем Незнайка еще раз читает стихотворение
Далее по мере ответов на вопросы, составляется мнемотаблица из принесенных Незнайкой картинок.
Незнайка : - Давайте подумаем об этом стихотворении (задает вопросы по содержанию стихотворения на запоминание последовательности текста, в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем при ответе применять авторские слова и помогая ребенку уяснить основную мысль). Только договоримся, что вы будете отвечать полным предложением! Хорошо?
Дети: - Да!
Незнайка : - О чем это стихотворение?
Дети: - Это стихотворение об одуванчике.
Незнайка : - А разве зимой бываю одуванчики?
Дети: - Нет, это одуванчик из снежинок.
Незнайка : - Что же с таким цветком делала Зима?
Дети: - Зима дула на цветок.
Незнайка : - А как она дула? Покажите.
(дети дуют – дыхательная гимнастика)
Незнайка : - Что произошло с одуванчиком потом?
Дети: - От одуванчика разлетелись пушинки, семена.
Незнайка : - Что видно в окне?
Дети: - В окне видно, как теплится огонь.
Незнайка : - Когда происходит действие в стихотворении?
Дети: - Действие происходит зимой.
Незнайка : - В какое время суток происходит действие?
Дети: - Действие происходит вечером.
Незнайка : - Как вы понимаете последние строчки стихотворения :
Зимний вечер подставляет
Белым звёздочкам ладонь?
Дети: - Это значит, что снежинки вечером падают на снег как на ладонь.
Незнайка : - А как вы думаете, как надо читать первую часть этого стихотворения? Почему?
Дети: - Можно читать весело, потому что интересно дуть на одуванчик. Неспеша, потому что семена одуванчика не разлетаются быстро.
Незнайка : - Как же нам прочитать вторую часть?
Дети: - Спокойно, медленно, как будто падают снежинки.
Незнайка : - Мне теперь все понятно. А вам? Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
Как только мнемотаблица составлена, необходимо еще раз прочесть стихотворение с опорой на нее.
Физкультминутка от Незнайки (аудиозапись)
Раз, два, три, четыре, пять, ходьба на месте
Начинаем танцевать! приставной шаг
Громче музыка играй руками двигаем ушки вперед - назад
И детишкам помогай.
Ручками похлопали, хлопки
Ножками потопали! далее действия по содержанию
Правой ножкой – раз, два, три,
Левой ножкой – раз, два, три.
И покружимся немножко!
4. Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу; наизусть.
Незнайка : - Теперь пора прочитать стихотворение еще раз и повторить с помощью наших рисунков. Кто мне поможет лучше запомнить стихотворение?
Дети: - Я!
Незнайка : - Ну а теперь давайте вместе попробуем рассказать стихотворение по памяти. Может кто-нибудь уже запомнил стихотворение?
Дети рассказывают с помощью взрослого.
5. Рефлексия:
- Ребята, вам тяжело было мне помогать (Ответы детей)
- Что вам понравилось больше всего (Ответы детей)
- Какое задание вам показалось самым сложным (Ответы детей)
- - Как вы считаете, я смогу хорошо рассказать стихотворение (Ответы детей)
- Я вас всех благодарю за активное участие. А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите я – Молодец! (дети гладят себя по голове). А вам я дарю вот такие серединки от ромашек, чтобы вы, глядя на них, чаще улыбались!