Ксения Маленкова
Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей (2) группе, оспитатель Маленкова К. А.
«Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цель: Развивать речь детей посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе „Чтение русской народной сказки „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
1. Образовательные: продолжить знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; учить детей отвечать на вопросы воспитателя; учить детей слушать текст сказки.
2. Развивающие: развивать интонационную выразительность на материале звукоподражаний; развивать фонематический слух; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук; развивать артикуляционный и дыхательный аппараты.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать художественно-эстетический вкус; воспитывать культуру речи.
4. Речевые: развивать звукоподражание; развивать фонематический слух; расширять активный словарный запас детей; формировать грамматический строй речи; учить правильно употреблять предлоги. ; продолжить работу над автоматизацией звука «с».
Материалы: лед, дерево, две избушки: лубяная и ледяная; мягкие игрушки: заяц, петух, лиса, волк, медведь, собака, щенок; музыкальные инструменты: ложки 2 шт., колокольчик, дудочка; схемы для артикуляционной гимнастики; книга «Заюшкина избушка; сундук; аудиозапись логопедическая «СУ, СА, СЫ,СИ»; снежинки по количеству детей на веревочке;
Ход НОД
I. Организационный момент
(Дети сидят на ковре и играют, воспитатель заносит сундучок в группу)
В. : Ребята, сегодня утром я пришла в садик и около дверей группы нашла вот этот сундук. Посмотрите какой он большой и интересный. Хотите узнать, что в нём?
(Да)
В. : Что-то он не открывается, наверное, этот сундук волшебный и надо сказать волшебное слово. А какое волшебное слово, вы мне подскажите?
(Дети говорят слово «Пожалуйста»)
В. : Верно, ребята. Повторяйте за мной: сундучок, пожалуйста, откройся!
(Сундучок, пожалуйста, откройся)
(Воспитатель открывает сундук, достает оттуда игрушку Петуха и книгу со сказкой «Заюшкина избушка»)
В. : Ребята, посмотрите кто это?
(Петушок)
В. : Верно! Посмотрите внимательно на обложу книги, как вы думаете, Петушок герой какой сказки?
(«Заюшкина избушка»)
В. : Правильно, дети! Петушок – герой сказки «Заюшкина избушка». Мы с вами ее уже читали, и вы наверное хорошо помните, какая беда случилась с Зайцем. Только Петушок сможет ему помочь. А вы поможете Петушку спасти Зайца?
(Да)
В. : Отлично! Но как же нам отправиться в сказку? Быть может книжка тоже не простая, а волшебная? Сядьте все на стулья, положите руки на колени, закройте глаза и приготовьтесь слушать…
(Дети садятся на стулья, мл. воспитатель включает волшебную музыку, воспитатель читает первые строки сказки, после чего мл. воспитатель выставляет два домика (лубяной и ледяной, а дети открывают глаза)
В. :
Книжка открывается, сказка начинается.
Про Заюшку и Лису,
и про всех зверей в лесу.
Откройте глаза и послушайте внимательно.
(Дети открывают глаза)
II. Основная часть
В. : Жили-были Лиса да Заяц. У Лисы избушка была ледяная.
1) Ребята, потрогайте кусочек льда. Какой он на ощупь?
(Дети берут из контейнера по кусочку льда)
(Холодный, мокрый, синий)
В. : Правильно, избушка у Лисы была изо льда - светлая, холодная.
А у зайца — лубяная, то есть - деревянная.
2) Вот, потрогайте бревнышко, постучите по нему. Какое оно?
(Дети стучат и осматривают бревнышко)
(Бревнышко твердое, теплое, желтое)
В. : Правильно. Избушка у Зайца была деревянная, теплая, темная, прочная – твердая.
Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!
3) Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинку»
Цель: Развивать дыхательный аппарат детей.
В. : - Но пришла весна.
(Мл. воспитатель раздает детям снежинки на веревочке)
В. : Но пришла весна, лед и снег начали таять. Ребята, растопите избушку Лисы, положите снежинку себе на ладошку и подуйте. Сдувайте снежинку с ладошки.
(Дети дуют на снежинки, складывая губы трубочкой)
В. : - Пришла весна и избушка у Лисы – растаяла.
(Мл. воспитатель убирает ледяной домик и собирает снежинки)
4) Артикуляционная гимнастика «Заборчик»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
В. : - Подошла Лиса к домику Зайца, а возле домика – забор. Помогите Лисе перебраться через забор. Посмотрите внимательно на картинку. Повторяйте за мной.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем зубы –
Язычком считаем зубы.
В. : Молодцы, закончили.
Перелезла Лиса через забор и просится: - Пусти меня, Заюшка, хоть на дворик к себе!
5) Логопедическая игра «Необычная песенка»
Цель: Развивать речевой аппарат детей. Автоматизировать звук «с».
В. : — Нет, Лиса, не пущу! Зачем дразнилась?
Стала Лиса пуще упрашивать и запела. Как Лиса поет? Повторяйте за мной.
(Мл. воспитатель включает логопедическую аудиозапись «СУ,СА,СЫ,СИ)
6) В. : Постучала Лиса в дверь к Зайцу: тук-тук-тук. Как Лиса стучится? Постучите кулачком по ладошке? Тук-тук-тук.
(Дети стучат по ладошке и повторяют звуки за воспитателем)
В. : Постучала и снова стала зайца упрашивать пустить ее в избушку. Пустил Заяц Лису к себе в дом. Прошёл день, другой — стала Лиса Зайца из избушки гнать:
— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
В. : Нечего делать, пошел Заяц в лес. Пойдемте посмотрим, куда же пошел Заяц.
(Дети подходят к столу, на который воспитатель сажает фигурку Зайца)
7) Пальчиковая игра «Травка»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
В. : Посмотрите, сколько в лесу зеленой травки. Положите ладони на травку. Повторяйте за мной.
Зайчик по лесу скакал, (кончики пальцев касаются коврика и поднимаются)
На полянке отдыхал (ладони на ковре)
Ох, бежит лиса-сестрица, (волнообразное скольжение ладошками по коврику)
На обманы мастерица (потираем ладошки)
Зайчик спрятался под елку (одна ладонь на коврике, вторая на ладони сверху)
Там — зеленые иголки (меняем ладони)
Ой! Иголки! Колки! Колки! (кончики пальцев касаются коврика и поднимаются)
Лапкам Зайки очень больно (потираем ладошки)
Мы пойдем прогоним Лиску (шагают по коврику кончиками пальцев)
В темный лес, совсем не близко (погрозили указательными пальчиками)
Зайка! К дому поспеши, (ребра ладоней стучат по коврику)
Видишь, рядом ни души! (положили ладони на ковер)
(2 раза)
В. : Молодцы. Садитесь на стулья.
(Дети садятся на стулья, воспитатель продолжает сказку с героями у домика)
В. : Сидит Заяц на травке и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.
Бегут мимо собаки.
8) Фонетическая игра «Громко-тихо»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
В. : — Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, Зайчик, — говорят собаки. — Мы её выгоним.
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним! Подошли к избушке. Собаки стали громко гавкать.
9) Ребята, как собаки гавкают?
(Гав-гав-гав)
В. : Верно, давайте все вместе громко погавкаем и напугаем Лису! Гав-гав-гав! Поди, лиса, вон!
(Дети повторяют за воспитателем)
10) В. : Молодцы! А как щенки тявкают?
(Тяв-тяв-тяв)
В. : Правильно, давайте все вместе тихо потявкаем и напугаем Лису! Тяв-тяв-тяв! Поди, лиса, вон!
(Дети повторяют за воспитателем)
11) В. : Услышала Лиса «Гав-гав-гав!» и спрашивает, кто так громко гавкает?
(Собаки)
12) В. : Услышала Лиса «Тяв-тяв-тяв!» и спрашивает, кто так тихо тявкает?
(Щенки)
В. : Молодцы!
Закричала Лиса с печи:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет.
Идёт мимо Волк:
13) В. : А как Волк зубами делает? Щелк-щелк! Повторяйте за мной.
(Дети повторяют за воспитателем «Щелк-щелк!»)
14) В. : Молодцы! Идет Волк по лесу и песенку поет «Уууу, уууу!». Повторяйте за мной.
(Дети повторяют за воспитателем «Ууу-ууу!»)
В. : — О чём, Заинька, плачешь?
— Как же мне, серый Волк, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, Зайчик, — говорит Волк, — вот я её выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
15) Физкультминутка «Не разбудите Волка»
Цель: Развивать двигательный аппарат детей.
В. : Ребята, поможем Серому Волку прогнать Лису? Выходите все на ковер.
(Дети выходят на ковер)
В. : А., ты будешь Волком, а все остальные Лисятами. По команде «Убегай скорей дружок» - Волк ловит Лисят, а они прячутся в домик, то есть садятся на скамейку.
Ходит, бродит Серый Волк
В Лисах точно зная толк
Как поймает, да как схватит
Убегай скорей дружок
(Звучит музыка, дети убегают в "домики", а Волк их пытается поймать)
2 раза
В. : Молодцы, оставайтесь на скамеечке и послушайте, что же было дальше.
Пришёл Волк к избе и завыл страшным голосом. А Лиса ему с печи:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По закоулочкам!
Испугался Волк и убежал. Вот Заяц опять сидит и плачет.
Идёт старый Медведь:
— О чём, заинька, плачешь?
— Как же мне, Медведушко, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, Зайчик, — говорит Медведь, — я её выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, Серый Волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
16) Дидактическая игра «Найди Лису»
Цель: Формировать грамматический строй речи. Учить правильно употреблять предлоги.
17) В. : Ребята, помогите Медведю выгнать лису. Для этого внимательно посмотрите на картинку и скажите, где спряталась Лиса – у домика, за домиком или в домике.
(Воспитатель показывает первую картинку «Лиса у домика»)
18) В. : Где стоит Лиса?
(У домика)
(Воспитатель показывает вторую картинку «Лиса за домиком»)
19) В. : Верно, а теперь где стоит Лиса?
(За домиком)
(Воспитатель показывает третью картинку «Лиса в домике»)
20) В. : Правильно! Молодцы! Ой, а где же теперь Лиса?
(В домике)
В. : Правильно, в домике, на печи сидит.
В. : Пошёл Медведь к избушке и зарычал:
21) Ребята, как медведь рычит? Повторяйте за мной. ррр-ррр
— Рррр. ррр. ступай, Лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По закоулочкам!
Испугался Медведь и ушёл.
Опять сидит Заяц и плачет.
Идёт Петух, несёт косу.
— Ку-ку-реку! Заинька, о чём ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не горюй, Заинька, я тебе Лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, Серый Волк гнал, гнал — не выгнал, Старый Медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
— Нет, выгоню! Пошёл Петух к избушке.
22) Логопедическая игра «Лисичка попляши»
Цель: Учить детей различать на слух звучание различных инструментов, подражать звуковым музыкальным инструментов.
В. : Ребята, посмотрите у Петушка есть ложка, колокольчик и дудочка. Как звучит дудочка?
(Воспитатель дудит на дудочке, дети звукоподражают)
(Ду-ду-ду)
23) В. : Как звучит колокольчик?
(Воспитатель трясет колокольчик, а дети звукоподражают)
(Динь-динь)
24) В. : Как звучат ложки?
(Воспитатель стучит ложками, а дети звукоподражают)
(Тук-тук)
25) В. : Ребята, Лиса очень любит плясать под игру этих инструментов. Попробуем выманить ее из домика. Играем на дудочке…ду-ду-ду. ду-ду-ду.
(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)
26) В. : Молодцы! Играем на колокольчике…динь-динь. динь-динь
(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)
27) В. : Молодцы! Играем на ложках…тук-тук. тук-тук.
(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)
В. : Выманил Петушок Лису из дома Зайца.
— Ку-ку-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу Лису посечи.
Пошла, Лиса, с печи!
Испугалась Лиса, соскочила с печи — да бежать.
А Заюшка с Петухом стали жить да поживать.
В. : Вот и сказочке конец, а кто слушал…Молодец!
(Дети повторяют хором «Молодец!»)
III. Заключительная часть
В. : Ребята, в какой сказке вы сегодня побывали?
(Сказка «Заюшкина избушка»)
В. : Правильно. Дети, скажите, а Лиса какая?
(Лиса – хитрая, злая, красивая, рыжая)
В. : Молодцы! А какой Заяц?
(Заяц – трусливый, серый, маленький, пушистый)
В. : Хорошо, а Петух какой?
(Петух – смелый, красивый, сильный, добрый)
В. : Дети, а как вы думаете, что сказал Заяц Петуху, за то, что он помог ему Лису прогнать? Какое вежливое слово?
(Спасибо)
В. : Правильно! Спасибо вам, ребята, что помогли Петуху спасти Зайца и прогнать Лису. За вашу работу, Петух и Заяц дарят вам вот эту новую интересную игру.
(Воспитатель передает детям игру)
В. : А нам пора возвращаться. Садитесь, пожалуйста, на стульчики.
(Звучит волшебная музыка, воспитатель закрывает книгу)
В. : Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То легко ребята могут
Снова в детский сад попасть!
(Звучит волшебная музыка, дети уходят на ковер играть)