Мария Никифорова
Конспект НОД по развитию речи «Устное народное творчество. Потешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи «Устное народное творчество. Потешки» с использованием системно-деятельного подхода в средней группе.
Воспитатель: Никифорова Мария Игоревна
Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Устное народное творчество, Потешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Потешки. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательная: Формировать умение использовать в речи слова и выражения из русского народного фольклора. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
Развивающая : Развивать активную речь, логическое мышление. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. Активизировать словарь.
Воспитательная: Воспитывать любознательность, интерес и чуткое отношение к устному народному творчеству.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок - «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Про Иванушку-дурачка», «Война грибов с ягодами». Обсуждение содержания сказок, просмотр и прослушивание народных сказок, игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото). Разучивание и проговаривание потешек «Ножки, ножки, где вы были?», «Солнышко-вёдрышко!», «Расти коса до пояса», «Люли, люли, люленьки», скороговорок «У ежа ежата», «На дворе трава», «Мышка сушек насушила», «Дон, дон, дон», мирилок «Хватит сердиться», «Давай дружить», Мирись, мирись, мирись», загадывание загадок, знакомить с закличками, пословицами, прибаутками, драматизация отрывков из хорошо знакомых сказок «Теремок», «Репка».
Материал и оборудование:
Русские народные костюмы. Стол, самовар, блюдца с чашками, сундучок, клубок, камень с тремя стрелками, конверт с загадками, ключ, дом, вязанка сушек.
Ход:
1. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель в русском национальном костюме, встречает детей и приглашает сесть за стол, который оформлен в русском народном стиле. Воспитатель просит подумать ребят, о чем сегодня пойдет речь.
2. Целевая установка.
Детям предлагается послушать, что такое устное народное творчество, от куда оно появилось и почему так называется.
Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали, не могли писать, у них не было книг, они сами сочиняли и творили. За много лет бабушки, матушки, нянюшки сложили много колыбельных песен, потешек, говорушек. А потом свое устное народное творчество, они пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. В то время губы называли уста. От этого и получилось такое название как устное. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, пела ей колыбельные песни, та-своей. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, заклички, прибаутки, загадки, сказки, потешки.
3. Мотивирование к деятельности.
Воспитатель просит рассказать детей знакомые потешки и объяснить их смысл.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».
После чего предлагает отправиться в необычное путешествие, для того чтобы получше узнать устное народное творчество.
4. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий.
Перед ребятами стоит камень, на нем три стрелки. Воспитатель читает что написано на первой стрелки.
- «Если вы хотите чудо здесь найти нужно все скороговорки вам произнести».
Цель задания: упражнять детей в четком проговаривании скороговорок.
Материал: волшебный сундук, камень с тремя стрелками.
Игровое правило: Ребятам предлагается произнести скороговорки с начало медленно, а потом быстро.
«У ежа ежата, у ужа ужата».
«На дворе трава, на траве дрова».
«Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом»
После проговаривания скороговорок получают волшебный сундучок, но открыть не могут т. к нет ключа. Возвращаются назад к камню. Воспитатель читает задание на следующей стрелки. На которой написано
«На право повернешь в сказку попадешь»
На лесной полянке ребята находят конверт, воспитатель предлагает открыть его и посмотреть, что там находится. Воспитатель сообщает о том, что в конверте спрятались сказки нужно отгадать сказку и только тогда ребята найдут ключ.
Вот построили зверушки
Каждый по своей избушки,
А весной лиса пришла
Дом зайчишки заняла.
Как же сказку называют, где Зайчишка побеждает?
По тропе шагая бодро
Сами воду тащат ведра,
Вымолвил словечко-
Покатилась печка.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
Цель задания: упражнять детей в умении разгадывать загадки, построенные на описании. Развивать внимательность, наблюдательность.
Материал: конверт, загадки, ключ.
Игровое правило: отгадать сказки которые спрятались в загадках.
Ребята получают ключ от сундука. Но вернуться домой не могут так как потеряли дорогу. Воспитатель напоминает о том, что на камне осталась еще одна стрелка, которая поможет ребятам найти дорогу домой. Ребята возвращаются к камню. Воспитатель читает задание на последней стрелке.
«Прямо пойдешь к бабке с дедом попадешь».
Подходят к дому. Постучались, из дома выходят бабушка и дед, обиженные, друг на друга не смотрят. Воспитатель спрашивает ребят о том, как можно померить бабушку с дедом? Ребята рассказывают мерилку.
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
После рассказывания мирилки дед с бабкой поворачиваются друг к другу и начинают мириться с помощью мирилки.
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Цель задания: учить интонационно, выразительно рассказывать мирилки, понимать их смысл. Поддерживать дружеские отношения между детьми.
Материал: клубок ниток
Дети померили бабку с дедом. Бабушка говорит ребятам.
«Ребята как же быть, как же быть совсем забыла, как нужно печь колобка? Помогите мне вспомнить»
Ребята с помощью музыкальной пальчиковой игры помогают бабке вспомнить как нужно печь колобка.
Проводится пальчиковая музыкальная игра «Испеки нам колобок бабушка Маруся»
1. Испеки нам куличи, милая бабуся,
Испеки нам куличи, бабушка Маруся.
Проигрыш - месим тесто.
Припев: Положи два яйца и налей молока
Положи еще муки - будут куличи.
2. Испеки нам пироги. милая бабуся,
Испеки нам пироги, бабушка Маруся.
Проигрыш - раскатываем тесто.
Припев.
3. Испеки нам пирожки, милая бабуся,
Испеки нам пирожки, бабушка Маруся.
Проигрыш - лепим пирожки.
Припев.
4. Испеки нам Колобка. милая бабуся,
Испеки нам Колобка, бабушка Маруся.
Проигрыш - лепим колобка.
Припев: Положи два яйца, молока чуток
Соль, сахар и муки,
Здравствуй, Колобок!
Взамен бабушка дает волшебный клубок, который помогает им вернуться домой.
5. Анализ результата деятельности
Ребята возвращаются домой, садятся за стол. Воспитатель предлагает вспомнить, о чем они разговаривали в начале занятия.
Воспитатель просит рассказать, что такое устное народное творчество, и что больше всего им понравилось в путешествии.
Ребята делятся своими впечатлениями.
Подведение итогов.
Воспитатель предлагает ребятам открыть сундук и посмотреть что же там за награда. Открывают сундук, находят там сладкие угощения и большую вязанку сушек.