Гришенкова Татьяна Дмитриевна
Конспект НОД по развитию речи «Составление коллективного рассказа-описания по картине «Если бы мы были художниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умение составлять коллективный рассказ-описание.
1. Обучающие:
Учить детей составлять небольшой коллективный рассказ с заданными словами.
Учить детей дифференцировать на слух и в произношении звуки р, рь, четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять их голосом, правильно отбирать с ними слова.
Закреплять умение делить слово на слоги.
Закреплять представления о коротких и длинных словах.
2. Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Составление коллективного рассказа-описания по картине „Если бы мы были художниками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Развитие внимания и логического мышления
Создавать, условия для снятия мышечного напряжения.
3. Воспитательные
Воспитывать звуковую культуру речи.
Воспитывать положительный интерес к знаниям.
Оборудование и материалы к ОД: изображение стен дома на каждого ребенка, карандаши цветные, счетные палочки.
Ход НОД.
На мольберте рисунок с изображением дома, такие же рисунки у каждого за столом.
Дети садятся за столы.
- Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Если бы мы были художниками…»
Представьте, что мы с вами художники и сейчас будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик, и проговаривать то, что нарисовали. Стены его уже готовы, а мы будем подрисовывать детали – части дома, в названиях которых должны быть звуки р и рь. Произносить слово-название нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово названо правильно, положите перед собой счетную палочку.
Итак, начнем! Какие части дома, имеющие в своем названии звуки Р мы будем дорисовывать?
Речевая игра «Подбери слово»
- Крыша, труба, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно, – называют дети. (Анализируются отдельные слова) (Дети проговаривают слово, анализируют звук (мягкий или твердый) и потом дорисовывают эту часть дома)
-Молодцы!
-А теперь со звуком Рь - Дверь, черепица.
- А из какого материала будет построен наш дом? – спрашивает педагог.
- Деревянный или кирпичный, – предлагают дети. (Уточнить какой звук в слове).
- А в какой цвет покрасим его?
- Серый, красный, оранжевый, розовый, коричневый, бирюзовый.
(Слежу, чтобы все дети были внимательны в выборе слов и не предлагали слова без нужного звука, при произношении слов они должны выделять этот звук голосом. Если дети ошибочно предложат желтую краску, обращаю внимание, есть ли в этом слове звук Р или Рь)
- А теперь, давайте представим, какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах. Не торопитесь с ответами, помните, что в их названиях тоже должны быть звуки р или рь.
- Шифоньер, сервант, кровать, кресло, трюмо,
- Телевизор, радиоприемник, стереопроигрыватель, картина, торшер.
Если дети сами затрудняются назвать предметы с звуками, помогаю им, обращаю внимание ребят на то, что в словах радиоприемник и стереопроигрыватель есть сразу и р, и рь.
Речевая игра «Слоги».
Нам надо определить, сколько слогов в слове «радиоприемник». Попросить одного из детей повторить все слова и назвать самое длинное. Другому ребенку предложить произнести это слово по слогам и показать шагами его длину.
Нацеливаю малоактивных детей на работу, стараюсь привлечь их.
- Кто мог бы жить в этом доме? Не забывайте о нужных звуках. Со звуком Р (Родители, брат, сестра, Ира, Рома).
- Со звуком Рь. (Рита, ребята, Ирина, Сережа, Марина).
- А что нарисуем мы около дома? Со звуком Рь – деревья, рябину, сирень
Со звуком Р – кустарники, крыжовник, смородину).
- Какие бы вы нарисовали цветы около дома, чтобы в их названиях слышался звук р?
(роза, астра, бархатцы, нарциссы, ромашки). Много роз, ромашек…
Определить, где слышится ударение в слове РОЗА? (в первом, СИРЕНЬ? (во втором).
А сейчас послушайте такую скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве. Потеряла Маргарита маргаритки во дворе».
- Вот, оказывается, какая картина могла бы получиться, если б мы были художниками. – Какие красивые у вас картины!
Физминутка.
- Ребята подходите ко мне.
1, 2, 3, 4, 5 – будем строить и играть (прыжки)
Дом большой, высокий строим (встать на носочки и потянуться руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (показать руками окно, крышу)
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытягивают руку вперед)
Будет жить в нем старый гном (приседают).
-Чем только что мы играли? (Это у нас кисть руки, о запястья до кончиков пальцев)
Давайте составим рассказ – описание картины, которую вы смогли нарисовать, а начинаться он будет так:
«Если бы я был художником, я бы нарисовал такую картину (можно взять рисунки и по ним составлять рассказ) Выслушать несколько ответов.
(Деревянный дом, покрашенный коричневой краской, покрытый железной крышей. На крыше была бы труба, на чердаке маленькое чердачное окно. В доме была бы дверь, от которой шло бы большое деревянное крыльцо на улицу, где росли бы вокруг дома береза, сирень, смородина, черноплодная рябина. Возле крыльца были бы разбиты клумбы с розами, астрами, ромашками. Рядом с домом был бы небольшой огород, где на грядках поспевал бы горох, редиска и репа. А в доме у меня была бы мебель: стереопроигрыватель, телевизор, кресло, кровать, а над ней весела бы картина).
Молодцы ребята!
-Что вы узнали сегодня. Кому помогли? Как вы думаете, мы справились с заданием?