Ирина Шитарёва
Конспект НОД по развитию речи «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «Щучинская СОШ» Детский сад «Теремок»
Тема: «Азбука безопасности»
Воспитатель :
Шитарёва Ирина Анатольевна
Щучье 2022г.
Конспект НОД по развитию речи
Тема: «Азбука безопасности»
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Азбука безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Закреплять знания детей о безопасном поведении в различных ситуациях и создавать условия для применения этих знаний на практике.
2. Продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами».
3. Упражнять детей в умении действовать по условному сигналу; закреплять умение ориентироваться в пространстве.
4. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её.
5. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность.
6. Воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил безопасности, ценностное отношение к своему здоровью; воспитывать ответственность.
7. Развивать познавательную активность, внимание, речь, мышление, память, общую моторику, развивать познавательный интерес.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметы для игры «Что используют для тушения пожара?» (песок, вода, огнетушитель, горшок с комнатным растением, плотное одеяло, полотенце, разрезные дорожные знаки, предметы для игры «Опасные предметы» (таблетки, бусы, ножницы, нож, топор, дезодорант, чайник, стеклянная банка, миксер, спички, градусник, мяч.
Ход образовательной деятельности:
1. Оргмомент.
- Мы с вами много беседовали о безопасном поведении, играли в дидактические игры, искали правильные пути выхода из опасных ситуаций. Вы многое узнали и многому научились. И сегодня, виртуальная книга «Азбука безопасности» приглашает нас всех к себе в гости. Повернитесь, пожалуйста, к экрану. Вот она, «Азбука безопасности»! (Слайд «Азбука безопасности».)
- Хотите пролистать виртуальную книгу и показать себя настоящими экспертами в вопросах безопасности? (Дети отвечают.)
- Я скажу волшебные слова, и книга оживё т:
Светом знаний озаряйся,
Страница книги открывайся!
2. Основная часть.
1) - Проходите за мной, садитесь на стулья. (Дети проходят за педагогом и садятся на стулья) Сядьте, пожалуйста, правильно. Посмотрите на первую страницу нашей книги. (Слайд «Путаница».) Из какого произведения эта иллюстрация? («Путаница»)
- Кто написал это произведение? (К. И. Чуковский)
Показ фрагмента из мультфильма «Путаница» (А лисички взяли спички, к морю синему пошли)
- Ребята, давайте вспомним о правилах пожарной безопасности?
- Дети, на экран внимательно смотрите,
По картинкам правила пожарной безопасности нам говорите.
Дидактическая игра «Сформулируй правило»
(На слайдах - картинки по пожарной безопасности. Дети рассматривают картинку, формулируют по картинке правило, отвечают на дополнительные вопросы ведущего.)
1 картинка - «нельзя играть со спичками»
- Почему говорят «В одном коробке сто пожаров»?
2 картинка - «нельзя разжигать костры вблизи деревянных построек»
- А детям можно разжигать костры?
3 картинка - «нельзя сушить бельё над плитой»
- Почему?
4 картинка - «нельзя включать газ, если рядом нет взрослых».
5 картинка - слайд «если случился пожар, сообщи взрослым или вызови пожарную службу».
- Куда и по какому номеру будем звонить в случае пожара? (01, 112)
6 картинка - слайд «нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы».
7 картинка - слайд «нельзя оставлять костёр незатушенным».
- А дети могут разжигать костры, соблюдая все правила пожарной безопасности? Где могут взрослые разжигать костёр?
8 картинка - слайд «надо знать пути эвакуации во время пожара».
- А есть ли у нас в детском саду такой план? Где он расположен? Какое главное правило нужно выполнять детям при эвакуации из здания?
- А теперь я приглашаю всех выйти в центр зала и поиграть в игру «Учебная эвакуация». Давайте покажем, как мы умеем чётко и организованно выполнять команды. (Дети выходят в центр зала, выполняют команды ведущего.)
- В одну шеренгу за Матвеем становись 1,2. Направо 1,2. Налево 1,2. Правую руку вверх 1,2. Левую руку вверх 1,2. Обе руки вниз 1,2. Кругом 1,2. Налево 1,2. В обход по группе за Матвеем шагом марш 1,2. Идём на свои места.
- Молодцы, справились, все команды выполняли чётко и организованно. А теперь посмотрите на эти предметы. Как можно их назвать?
Дидактическая игра «Что используют для тушения пожара?»
(Перед детьми разложены предметы - песок, вода, огнетушитель, горшок с комнатным растением, плотное одеяло, полотенце. Дети отвечают на вопросы ведущего, показывая на эти предметы.)
- Главное правило, которое должны выполнять дети при обнаружении пожара? (сказать взрослым, если взрослых нет - вызвать пожарных и покинуть место пожара) Ну а поскольку вы у нас являетесь настоящими экспертами по безопасности, то попробуйте ответить на следующие вопросы.
- Чем можно потушить костёр на природе? (Земля, вода, песок.)
- Какие действия должны быть при возгорании электропроводки? (Обесточить, песок, земля, огнетушитель.)
- Какие действия будут при возгорании телевизора? (Обесточить, накрыть плотным одеялом.) Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор? (Произойдёт короткое замыкание.)
- Если возгорание произошло в автомобиле? (Огнетушитель.)
- А можно ли пользоваться лифтом во время эвакуации при пожаре? (Нет.)
- Почему нельзя открывать настежь окна и двери во время пожара? (Воздух способствует разгоранию огня.)
- Если начался пожар, то главная опасность это едкий дым. Какие подручные средства можно использовать в задымлённом помещении? (Смочить ткань водой и закрыть нос и рот, часто приседать, пробираться к выходу ползком.)
2) - Молодцы, ребята. Я скажу волшебные слова, и книга снова оживёт.
Светом знаний озаряйся,
Следующая страница книги открывайся! (Слайд «Незнайка и его друзья».)
- Как называется это произведение? («Приключение Незнайки и его друзей»)
- Незнайка наш - проказник, озорник, и слушаться совсем он не привык! Он очень любит играть в мяч, бегать, прыгать и скакать!
- Где Незнайка играет в мяч? (Незнайка играет в мяч на дороге)
- Дети, разве можно играть на дороге?
- Это одно из важных правил дорожного движения! А если не соблюдать правила дорожного движения, что может случиться?
- Давайте вспомним правила дорожного движения. И вот наше задание - «Дорожный кроссворд».
1. Какой переход самый безопасный? (Подземный)
- А где ещё можно переходить улицу?
2. Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (тротуар)
3. За что должны держать родители своего ребёнка при переходе улицы? (за запястье)
4. Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу. (Светофор)
- А можно ли начинать движение при жёлтом сигнале светофора?
5. Выходя на улицу, приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность, а главное. (внимание)
6. Если грузовой и легковой автомобили едут с одинаковой скоростью, то какой из них остановится быстрее? (легковой)
- Когда автомобиль остановится быстрее: летом или зимой, на мокрой или на сухой дороге?
7. Какой сигнал светофора запрещает автомобильное и пешеходное движение? (Красный)
1. п о д з е м н ы й
2. т р о т у а р
3. з а п я с т ь е
4. с в е т о ф о р
5. в н и м а н и е
6. л е г к о в о й
7. к р а с н ы й
- Какое ключевое слово получилось? Без чего невозможно обходиться при движении по улице? Что ещё нам может помочь при движении по улице? Поиграем в игру «Собери дорожный знак». Давайте разделимся на 3 команды. Каждой команде нужно постараться и собрать из частей целое, воссоздать дорожный знак и назвать его. (Ведущий делит детей на 3 команды, для каждой команды заранее приготовлен дорожный знак, разрезанный на 3 части. Дети собирают дорожный знак, называют его и определяют группу, к которой данный дорожный знак относится.)
- Какой знак у вас? («Дети».) К какой группе знаков он относится? (Предупреждающий.) Какие ещё предупреждающие знаки вы знаете?
- Какой знак у вас? («Пешеходный переход».) К какой группе знаков он относится? (информационно-указательный) Какие ещё информационно-указательные знаки вы знаете?
- Какой знак у вас? («Въезд запрещён».) К какой группе знаков он относится? (запрещающий) Какие ещё запрещающие знаки вы знаете?
3) - Молодцы! Справились с заданием. Смотрите на экран.
Светом знаний озаряйся,
Следующая страница книги открывайся!
(Слайд «Бармалей».)
- Вспомните, какие слова говорил Бармалей про маленьких детей?
Я кровожадный, я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
Люблю пугать я маленьких детей!
- Ребята, если вас Бармалей позовёт в гости и будет угощать вас вкусными чупа-чупсами, вы пойдёте? (Нет)
-А если он скажет: «Я дам вам поиграть в свой ноутбук, у меня тут новая интересная игра!»?
- А если скажет, что даст вам погладить своего пушистого маленького котёнка? Почему? (Потому что подходить к незнакомцам опасно)
- Молодцы! Вставайте в круг, поиграем в игру «Эксперты безопасности». Пока звучит музыка, передаём мяч по кругу. Как только музыка прерывается, у кого мяч остался в руках, отвечает на поставленный вопрос.
- Какое правило безопасности нарушила Красная шапочка? (Шла одна через лес, заговорила с волком, всё ему рассказала)
- Какое правило безопасности нарушила Машенька из сказки «Три медведя»? (Пошла в лес одна, заблудилась, зашла в чужой дом.)
- Какое правило безопасности нарушил Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Не слушался старших, попил из лужи.)
- Как звали героиню сказки, которая нарушила правило: не стойте и не сидите в тех местах, где можно упасть в воду? (Алёнушка.)
- Какое правило нарушил Кай при встрече со Снежной королевой? (Зацепился за её сани.)
4) - Молодцы! Хорошо поиграли. Посмотрите на экран.
Светом знаний озаряйся,
Следующая страница книги открывайся!
(Слайд «Айболит».)
- Ребята, а вы заботитесь о своём здоровье? Какие правила вы должны выполнять, чтобы быть здоровыми? (Заниматься спортом, гулять, двигаться, есть полезные продукты, выполнять правила безопасности.)
- В чемоданчике Айболита лежат разные предметы. На предметы посмотрите, в чём их вред вы расскажите! Поиграем в игру «Опасные предметы». Все предметы, которые лежат в чемоданчике, нам необходимы и даже приносят пользу. Но есть ситуации, в которых эти предметы становятся опасными. Вам необходимо достать предмет, назвать его и ситуацию, в которой этот предмет может стать опасным. (Дети достают из чемоданчика по одному предмету (таблетки, бусы, ножницы, нож, топор, дезодорант, чайник, стеклянная банка, миксер, спички, градусник, называют предмет, формулируют опасные ситуации с участием данного предмета.)
- Молодцы, справились с заданием!
3. Заключительная часть (рефлексия)
- Вот и закончилась наша книга, перевёрнута последняя страница.
- Ну что, понравилось вам путешествие по виртуальной книге?
- Что больше всего вам понравилось? Какое задание было самым интересным?