ирина карамельщикова
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по пейзажной картине «Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по пейзажной картине «Ранняя весна»
Цель. Создание условий для формирования связной речи.
Задачи.
Образовательные.
Формировать умение рассматривать пейзажную картину, понимать её содержание, составлять повествовательный рассказ по картине, придумывать начало и конец рассказа.
Обогащать словарный запас эмоционально-окрашенной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
Развивающие.
Развивать наблюдательность, зрительное внимание,
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Составление рассказа по пейзажной картине „Ранняя весна“» размещена в разделах
- Весенний пейзаж. Конспекты занятий
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Рисование
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Воспитательные.
Воспитывать умение работать в группах, слушать друг друга не перебивая, анализировать рассказы детей, давать им оценку.
Материалы и оборудование.
Картина «Ранняя весна», карточки – символы, фотоаппарат из бумаги, шкатулка, изображение солнышек на ленточках.
Содержание НОД.
1. Мотивационно – ориентировочный этап.
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, я предлагаю вам самим определить тему нашего занятия.
- Хотите?
А помогут вам в этом вот эти картинки.
- Что нужно сделать, чтобы узнать, что на них изображено? (сложить)
Картинок 3, поэтому мы должны разделиться на 3 группы.
- Как это можно быстро сделать? (предложения детей)
Говорим слова: «Раз, два, три покружись и в четвёрки (тройки) становись!»
Дети подходят к столам и собирают разрезные картинки.
- Что у вас получилось?
Каждая группа детей называет, какие картины у них получились.
Выберите целое изображение вашей картины и прикрепите к доске.
Далее дети говорят название картин.
- Что общего у всех этих картин? (изображена весна, написал один и тот же художник И. Левитан)
- Догадались о чём мы сегодня будем говорить?
2. Проектировочно - практический этап.
- К какому жанру относятся все эти картины? (пейзажи)
- Кто написал эти картины?
Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним художником, который тоже любил писать пейзажи.
- Хотите узнать, кто это?
Это Дмитрий Репин. Вот его портрет.
Дмитрий Репин – это известный русский художник, наш современник.
- Кто знает, что значит наш современник?
Он написал много разных картин. У него есть картины, где изображал и зиму, и лето, и осень, и весну. А из всех времен года Д. Репин больше всего любил весну, а именно раннюю весну.
Сегодня мы познакомимся с одной из его картин.
Выставляю картину.
Давайте внимательно рассмотрим картину.
- Что изображено на картине?
А помогут нам вот эти карточки – символы.
- Как вы думаете, что обозначает этот символ? (время года)
- Скажите какое время года изображено на картине?
- Какой период весны?
- Почему вы так думаете? Докажите.
Игра «Продолжи предложение»
На картине изображена ранняя весна, потому что…»
- Ребята, какая погода изображена на картине?
- Как вы догадались, ведь на картине не изображено солнце?
На картине мы видим голубое небо, тени.
Правильно, небо голубое, значит день ясный, а тени на земле и воде бывают только в солнечную погоду.
- Посмотрите на небо, что о нем можно сказать?
Выставляется символ – «Художник»
- О чем хотел рассказать художник?
- Чем он любовался? (Ответы детей)
А теперь представьте себе, что мы очутились в лесу, но не в начале весны, а зимой. - Что бы вы здесь увидели? (Кругом снег, деревья в снегу, речка замёрзла,)
А теперь закройте глаза и представьте, что вы на этом же самом месте, но в конце весны.
- Что бы вы увидели и услышали здесь?
На деревьях появились первые зелёные листочки, зеленеет трава, слышно пение птиц.
Далее выставляется символ «Глаз»
- Что обозначает этот символ?
Расскажите, что изобразил художник на картине?
Игра «Фотографирование»
Представьте, что у вас в руках фотоаппараты. Возьмите свой фотоаппарат, настройте свои объективы, внимательно рассмотрите картину, выберите только один предмет и сфотографируйте его.
А теперь расскажите, что вы сфотографировали.
Обратите внимание на речку.
- Что с ней произошло?
- Как вы догадались, что река разлилась? ( Ответы детей: деревья стоят в воде)
- Кто заметил, где лежит ещё снег в лесу?
Далее выставляется третий символ – «Задай вопрос»
- Что обозначает этот символ?
Придумайте вопрос со словом - «Что», «Когда», «Где», «Какое, какая, какой», «Почему».
Дети составляют вопросы по картине и задают друг другу.
Физминутка Цветы
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Выставляется символ – «Настроение»
- Какое настроение вызвала у вас эта картина? ( Ответы детей: у меня радостное настроение, потому что я вижу много яркого солнца; а у меня немножко грустное, потому что вода разлилась и затопила деревья; а у меня веселое, потому что вода в реке чистая, прозрачная, и я вижу свое отражение в ней, весёлое, потому что я вижу первоцветы,)
- Вам нравится картина?
Давайте составим рассказ по этой картине.
- О чем нужно сказать в первую очередь? ( Ответы детей: какое время года наступило; почему река разлилась.)
- О чем следует сказать особенно подробно?
Потом придумайте интересный конец, чтобы рассказ был законченным. Постарайтесь рассказать так, чтобы всем детям было понятно, что вы увидели на картине что-то красивое, интересное и вас это радует.
Дети составляют рассказы.
Молодцы! Хорошие получились рассказы.
А теперь представьте, что это вы пошли в этот лес.
Расскажите : когда и с кем вы пошли в лес, какая была погода, что вы увидели, что делали в лесу и что вам понравилось.
Рассказы детей.
Молодцы! Очень хорошие получились рассказы.
3. Рефлексивно – оценочный этап.
Вы все были внимательными при рассматривании картины, поделились своими впечатлениями о картине. Я предлагаю вам оставить картину в группе, чтобы ещё раз рассмотреть её, показать своим родителям и рассказать им о картине и художнике.
Я вам приготовила подарок. Это волшебная шкатулка.
Может потянуть за кончик ленточки тот, ответит на мой вопрос.
Вопросы:
1. Что сегодня делали?
2. Кто написал картину?
3. Как называется эта картина?
4. Как бы ты назвал эту картину?
5. Что ты чувствуете, глядя на эту картину?
6. Чей рассказ тебе понравился больше? Почему?
7. Что обрадовало тебя сегодня?
8. Что удивило?
9. Что огорчило?
10. А кто по-твоему отвечал сегодня лучше остальных? Почему ты так считаешь?
Дети отвечают и тянут за кончики ленточки. Получают Солнышко в подарок.
Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.