Елена Назарова
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей логопедической группы «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Деревья».
Задачи:
- расширять и закреплять представления детей о берёзке, как символе России;
- развивать связную речь, умение подбирать прилагательные, составлять словосочетания, согласовывая прилагательные с существительными в роде и числе; зрительное внимание;
- формировать умение объяснять пословицы, рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
- воспитывать любовь к родной природе.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с детьми старшей логопедической группы „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Развитие речи, конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Материал: кукла в русском народном костюме, сундук; иллюстрации берёз в разное время года; веточка берёзы; картонные круги чёрного, белого, зелёного, жёлтого и красного цвета; карточки для игры «Какой, какая, какие?»; мнемотаблица к стихотворению А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую»; аудиозапись «Во поле берёза стояла».
Словарная работа: активизация и обогащение словаря (чечевички, белоствольная, лучина, поленница).
Предварительная работа: презентация о берёзе, наблюдения за березой на территории ДОУ, рассматривание изображений родной природы; чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций. Знакомство с картинами художников Левитана, Грабаря. Заучивание стихов, загадок и пословиц о березе. Прослушивание музыкальных произведений о березе. Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла».
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Давайте поприветствуем друг друга!
Утренний ритуал-приветствие:
Наступило утро, солнышко проснулось.
И ребята к солнышку потянулись.
Поздоровались друг с другом, наклонились в стороны,
С солнцем поздоровались, радуясь дню новому!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла Василиса Премудрая (показывает куклу в народном костюме). Она просит помочь своему любимому дереву, а какому, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Стоит Таня
В белом сарафане.
На стройной ножке,
В ушах – серёжки. (БЕРЁЗА)
Воспитатель: Правильно! Берёза. Символом какой страны называют берёзку? (России). Посмотрите, вот она, русская красавица! (показывает плакат грустной берёзки). Знаете, почему берёзка загрустила? Скучно ей расти одной. Давайте найдём ей подруг! Поможем Василисе выполнить задания, за каждое правильно выполненное задание у берёзки будет появляться по 1 подружке.
Задание 1. «Подбери словечко».
Воспитатель берёт берёзовую веточку : Ребята, эта веточка не простая – волшебная. До кого я ей дотронусь – тот назовёт какое-нибудь слово о берёзе – какая она, русская берёза? (белоствольная, стройная, кудрявая, высокая, красивая, золотистая, родная, русская, грустная и т. д.)
Молодцы, вот вам подружка для берёзки. Василиса достаёт из сундука иллюстрацию берёзки. Дети помещают её рядом с первой.
Задание 2. «Какой цвет лишний».
Воспитатель раскладывает на полу белый, чёрный, зелёный, жёлтый, красный картонные круги, просит встать возле одного из тех цветов, которые подходят к берёзке и объяснить свой выбор.
Верно, лишний круг красного цвета. Ствол – белый, чечевички – чёрные, листья летом зелёные, осенью – жёлтые.
Василиса достаёт берёзку.
Задание 3. «Пословицы и приметы о берёзе».
Воспитатель предлагает вспомнить и объяснить значение пословиц и примет:
• И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
• Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
• Не ломай берёзу - красу, лучше посади свою.
• Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны. Снизу – поздней.
• Лопаются серёжки у березы – время сеять хлеб.
Задание 4. Физминутка.
Выросли берёзки в поле – хорошо расти на воле!
Каждая старается, к небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер – закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы наклонились до земли.
Вправо – влево, взад – вперёд - так берёзки ветер гнёт.
Он их вертит, он их крутит. Да, когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина!
Задание 5. «Разложи по домикам карточки» (какой, какая, какие).
Воспитатель просит разделить карточки на три группы :
Берёзовый (веник, сок, лист, ствол, пень, уголь).
Берёзовая (лучина, роща, кора, поленница, ветка, серёжка).
Берёзовые (ложки, ветки, почки, лыжи, дрова, листья, поленья)
Задание 6. «Расскажите стихотворение о берёзке».
Воспитатель предлагает рассказать стихотворение А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую» с опорой на мнемотаблицу.
Василиса достаёт последнюю берёзку из сундука. Теперь наша берёзка не будет грустить. Как можно назвать место, где растёт много берёз? (Берёзовая роща или березняк).
Итог занятия
Воспитатель: - О чём мы сегодня говорили?
Отлично поработали! А сейчас предлагаю поиграть в хороводную игру «Во поле берёза стояла».