Галина Григорьевна Богданова
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну сказок» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Путешествие в страну сказок»
Цель: развитие речи детей посредством художественной литературы; формирование умений проводить элементарную инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности: мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с другими детьми; закрепление знаний детей о сказках.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в страну сказок“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Образовательные задачи:
уточнить и обогатить знания детей о сказках; активизировать речь, обогащать словарный запас; закрепить навыки пересказа сказок.
Развивающие задачи:
развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, монологическую и диалогическую речь, интонационную выразительность речи; творческое воображение; учить вживаться в художественный образ; развивать навыки импровизации, познавательный интерес, желание участвовать в театрализации, зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес, любовь к сказкам, доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор, костюмы для инсценировки сказки, иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», конверт с письмом, книги со сказками, «волшебная» палочка, «волшебный» клубок.
Организационный момент
- Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
(дети сидят полукругом)
Основная часть
- Ребята, давайте вспомним, что такое сказка? (ответы детей)
- Сказка – это выдуманная история о необыкновенных событиях и приключениях, в которой добро всегда побеждает зло…
- Ребята, а вы любите сказки? (да)
- Сегодня мы познакомимся еще с одной очень интересной сказкой…
Сюрпризный момент
- Ой, а где же наши книги? (На книжной полке вместо книг лежит конверт с письмом)
- Кто может прочитать, что здесь написано?
(«Помогите! Унесла нас лиса за темные леса, за высокие горы…»)
- Где же нам теперь их искать? Как вы думаете? (в сказочной стране)
- Хотите туда отправиться прямо сейчас? (да)
- На чем мы можем добраться в Страну Сказок? (ковёр-самолёт, конь, ступа, гуси-лебеди, летучий корабль, метла, печь, сани самоходные)
- Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре. Как вам идея?
- Но прежде, чем мы полетим, скажите, как называют людей, которые отправляются в путешествие? Какими они должны быть? (ответы детей)
- Путешественники должны быть сильными, выносливыми, смелыми, отважными, много знать…
- Вы готовы к испытаниям? (да)
- Тогда отправляемся в путешествие прямо сейчас. Подготовим наш шар.
Дыхательная гимнастика
- Делаем вдох через нос, на выдохе произносим звук ш-ш-ш… (имитация надувания шара) 3-4 раза
- Мы поднялись высоко-высоко… Где же живут сказки? Давайте закроем глаза и немного пофантазируем. Я думаю, что сказки живут там, где сплелись ветвями деревья, где встречаются день и ночь, где шумит большое лесное озеро, куда заглядывают по ночам золотые звезды. Мы с вами все ниже, сказки все ближе…Что можно увидеть, пролетая над сказочной страной? (варианты детей)
- Нам пора спускаться, для этого нужно сдуть шар. Делаем вдох через нос, на выдохе произносим звук с-с-с… (сдуваем шар) 3-4 раза. Приземляемся…
- Перед нами овраг. Ребята, вы знаете, что такое овраг?
- Овраг - глубокая, длинная впадина на поверхности земли, рытвина от действия талых вод, ливней.
- Чтобы его перепрыгнуть, нужно назвать слова, противоположные по смыслу:
Добрый-злой
Правда-ложь
Сильный-слабый
Друг-враг
Смелый-трусливый
Мудрый-глупый
Веселый-грустный
Трудолюбивый-ленивый
Низкий-высокий
Длинный-короткий
Большой-маленький
Щедрый-жадный
Твердый-мягкий
- Молодцы! Мы дружно перебрались через овраг. Но куда же идти дальше?
- Какой предмет помогает сказочным героям найти правильный путь? (волшебный клубок)
- Верно, есть у меня такой волшебный клубочек. Его мне подарила одна фея. Но он размотался. Не удивлюсь, если это дело лап плутовки-лисы. Чтобы наделить клубок волшебной силой, нужно назвать по очереди известные вам сказки, а я буду сматывать клубочек.
- Молодцы! Как много сказок вы знаете! Теперь волшебный клубок сможет указать нам дорогу. (катим клубочек)
- Ребята, клубок привел нас в сказочный лес. В нем потерялись герои сказок.
- Поможем им вернуться в свои сказки? (да)
- Для этого нам нужно разгадать загадки, назвать, из какой сказки герой и кто автор этой сказки. Готовы?
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок
В сказке звался… (Колобок, русская народная сказка)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»)
Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывет удача. (Золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
У нее большое горе,
Со своей посудой в ссоре.
Ох, ленивая старуха, эта… (Федора из сказки К. Чуковского «Федорино горе»)
- Молодцы! Мы с вами выбрались из леса. Куда же идти дальше? Помните, что было написано в письме о помощи? Куда унесла лиса сказки? (Унесла нас лиса за темные леса, за высокие горы)
- Давайте посмотрим по сторонам, может заметим следы плутовки-лисы…
Гимнастика для глаз
- Посмотрим вдаль, поищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок. Нигде не видно лисы.
- Но вот перед нами горы: как нам быстро их преодолеть? (перелететь)
Музыкальная физминутка «Самолет»
- Вот мы и перелетели через горы. Совершаем мягкую посадку и продолжаем поиски пропавших сказок.
- Посмотрите, что за предмет лежит на полянке? (волшебная палочка). Ее потеряла Фея. Давайте ей воспользуемся. Хотите попасть на представление в сказочный театр? Для этого я взмахну волшебной палочкой, и те из вас, до кого я дотронусь, превратятся в актеров, а остальные - в зрителей.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
В сказку попадем!
- Пока наши актеры перевоплощаются, давайте попробуем отгадать, какую сказку мы увидим сейчас
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?. (заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — … (лиса)
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? (медведь)
Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идет – залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная. (собака)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый. (волк)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его. (петух)
- Догадались, какую сказку мы будем смотреть? («Заюшкина избушка»)
- Какая это сказка? Кто ее написал? (народная)
Давайте вспомним, какие правила поведения в театре вы знаете? (ответы детей)
Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Сказочница: Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца лубяная.
Но вот пришла весна красна – у Лисы избушка растаяла…
Лиса: Ой, беда, беда, беда,
Растаял снег, кругом вода,
От ледяной избушки,
Остались только лужи. (хватается за голову)
Сказочница: а у Зайца стоит по-прежнему. Вот Лиса и попросилась у Зайца переночевать, да его из избушки и выгнала.
Идет Зайчик и плачет. Ему навстречу Собака.
Собака: Ав-ав! Что ты, Зайчик, плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка, попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
Собака: Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Сказочница: Пошли они к Зайкиной избушке…
(Собака и Заяц подходят к избушке.)
Собака: Ав-ав! Поди, Лиса, вон!
Сказочница: А Лиса им с печи…
Лиса: (голос Лисы из избушки) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница: Собака испугалась и убежала… (Собака убегает)
Сказочница: Опять идет Зайчик плачет. Навстречу ему Волк.
Волк: О чем, Зайчик, плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка, попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
Волк: Не плачь, я твоему горю помогу!
Заяц: Нет, не поможешь! Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать!
Волк: Нет, я выгоню!
Сказочница: Пошли они к избушке. Волк как закричит…
(Волк и Заяц подходят к избушке.)
Волк: Поди, Лиса, вон!
Сказочница: А Лиса им с печи…
Лиса: (голос Лисы из избушки) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница: Волк испугался и убежал… (Волк убегает.)
Сказочница: Опять идет Зайчик, плачет. Ему навстречу Медведь.
Медведь: Что ты, Зайчик, плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка, попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
Медведь: Пойдем к Лисе, я твоему горю помогу!
Заяц: Нет, Медведь, не поможешь Собака гнала – не выгнала, Волк гнал – не выгнал, и тебе не выгнать!
Медведь: А я выгоню!
Сказочница: Подошли они к избушке. Медведь как заревет…
(Медведь и Заяц подходят к избушке.)
Медведь: Поди, Лиса, вон!
Сказочница: А Лиса им с печи…
Лиса: (голос Лисы из избушки) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница: Медведь испугался и убежал… (Медведь убегает.)
Сказочница: Опять идет Зайчик плачет пуще прежнего. Ему навстречу Петух с косой.
Петух: Ку – ка – ре - ку! О чем, Зайчик, плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, растаяла у нее избушка, попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.
Петух: Пойдем, я твоему горю помогу!
Заяц: Нет, Петух, не поможешь! Собака гнала – не выгнала, Волк гнал – не выгнал, Медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать!
Петух: Нет, я выгоню! Пойдем к Лисе!
Сказочница: Пошли они к избушке. Петух лапами затопал, крыльями захлопал…
(Заяц и Петух подходят к избушке. Петух ногами топает, крыльями- хлопает.)
Петух: Ку – ка – ре - ку!
Иду на ногах!
Несу косу на плечах!
Хочу Лису посечи!
Слезай Лиса с печи!
Сказочница: Услышала Лиса, испугалась и говорит…
Лиса: (голос Лисы из избушки) Обуваюсь…
Петух: Ку – ка – ре - ку!
Иду на ногах!
Несу косу на плечах!
Хочу Лису посечи!
Слезай Лиса с печи!
Лиса: (голос Лисы из избушки) Одеваюсь…
Петух: Ку – ка – ре - ку!
Иду на ногах!
Несу косу на плечах!
Хочу Лису посечи!
Слезай Лиса с печи!
(Петух ногами топает, крыльями хлопает и косой машет.)
Сказочница: Испугалась Лиса, выскочила из избушки и убежала.
(Лиса выходит из избушки и убегает. В избушку заходят Заяц и Петух.)
Сказочница: Петух и Заяц зашли в избушку и стали там с тех пор жить да поживать, а Лиса больше в тех местах и не появлялась.
- Ребята, понравилась вам сказка? А кто из героев понравился больше всех? Почему? (рассуждения детей)
- Ребята, а лиса-то опять убежала!
- Где же наши сказки? Да вот же они! В избушке остались! Целый мешок!
- Но вот беда, все они в мешке перепутались. Давайте их соберем. Я буду называть первое слово из названия сказки, а вы отгадываете и называете полное название этой сказки.
Снежная … Королева
Аленький … цветочек
Заюшкина … избушка
Гадкий … утенок
Красная … Шапочка
Доктор … Айболит
Бременские … музыканты
Волк … и семеро козлят
- Молодцы! Порядок в сказках навели, пора нам возвращаться в детский сад.
- Давайте скажем волшебные слова:
Хлопну, топну, повернусь-
Тотчас в группе окажусь.
- Вот мы и снова в нашей группе.
Рефлексия
- Понравилось вам путешествие?
- Что было самым интересным? (ответы детей)
- Молодцы ребята!
- Мне тоже очень понравилось наше путешествие, и я хочу подарить вам, как настоящим знатокам сказок, медали.