Наталья Турчинова
Конспект НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе
Конспект НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе.
Подготовила воспитатель: Турчинова Н. С.
Цель: Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года. Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Упражнять в образовании прилагательных. Формировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Обогащать словарный запас детей. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материал: Письмо с загадкой, осенние листочки с заданиями, «волшебная» коробка, мнемотаблица разрезанная на восемь отдельных частей (предложений, картинки животных (Лиса, заяц)
Ход НОД:
Организационный момент:
Запоминает наша голова
Важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно,
Смотрим обязательно.
Друг друга не перебиваем,
Для ответе руку поднимаем,
Много знаний получаем!
Письмо – загадка:
Время года отгадай!
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые кружат,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.
(Осень)
В. А как вы догадались?
(ответы детей)
В. Сегодня мы поговорим о времени года осень. Составим рассказ об осени и прочитаем его. Посмотрите ребята, какое у меня есть осеннее дерево, а на нем волшебные желтые листочки с заданиями. За каждое выполненное задание, листочек будет превращаться в предложение, а из предложений мы составим наш рассказ. Вы готовы? Тогда мы начинаем.
Воспитатель срывает с дерева первый листочек с заданием.
В. Назовите три осенних месяца?
Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
В. Какие вы знаете периоды осени?
Ответы детей: (Ранняя, золотая, поздняя)
Сентябрь – ранняя осень.
Октябрь – золотая осень.
Ноябрь – поздняя осень.
В. Сейчас какой месяц?
Дети: (Ноябрь)
В. Значит осень какая?
Дети: (Поздняя)
Воспитатель превращает листочек с заданиями в первое предложение. Первая картинка мнемотаблицы. (Наступила осень.)
Воспитатель срывает с дерева второй листочек с заданием.
В. Ребята, здесь нам нужно ответить на вопросы (Какой? Какая? Какое? Какие)
В. Осень какая?
Дети: Золотая, красивая, холодная, яркая…
В. Ветер осенью какой?
Дети: Холодный, резкий, пронизывающий….
В. Дождь осенью какой?
Дети: моросящий, частый, холодный, проливной….
В. Небо осенью какое?
Дети: низкое, хмурое, серое….
В. Погода осень какая?
Дети: Ненастная, ветреная, промозглая….
В. Лист осенью какой?
Дети: Сухой, золотой….
Воспитатель превращает листочек с заданиями во второе предложение. Вторая картинка мнемотаблицы. (С деревьев опадают листья.)
Воспитатель срывает третий листочек с заданием.
В. Ребята, третье задание «Скажи наоборот.»
Большой – маленький.
Умный – глупый.
Тихий – громкий.
Яркий – тусклый.
Узкий – широкий.
Добрый – злой.
Веселый – грустный.
Холодный – горячий.
Мягкий – твердый.
Короткий – длинный.
Кривой – ровный.
Толстый – тонкий.
Летний – зимний.
Южный – северный.
Плохой – хороший.
Короткий – длинный.
Воспитатель превращает листочек с заданиями в третье предложение. Третья картинка мнемотаблицы. (День становится короче, а ночь длиннее.)
Воспитатель срывает четвертый листочек с заданием.
В. В следующем задании мы должны ответить на вопросы (Что делает? Что делают)
В. Ветер осенью что делает?
Дети: дует, воет, свистит…
В. Солнце осенью что делает?
Дети: Светит, но не греет.
В. Листья осенью что делают?
Дети: Опадают, кружатся, ложатся на землю.
В. Птицы осенью что делают?
Дети: Улетают на Юг, в теплые края.
В. Животные в лесу что делают осенью?
Дети: Впадают в спячку, готовятся к зиме, запасаются на зиму.
В. Дождь осенью что делает?
Дети: Идет, капает, моросит.
Воспитатель превращает листочек с заданиями в четвертое предложение. Четвертая картинка мнемотаблицы. (Солнце светит мало, идут проливные дожди.)
Воспитатель срывает с дерева пятый листочек с заданием.
В. Ребята, задание такое. Нужно определить сколько слогов в слове?
Ку-куш-ка, грач, лас-точ-ка, жу-равль, ут-ка, гусь, ле-бедь, жа-во-ро-нок, скво-рец, со-ло-вей, цап-ля.
В. Ребята, а что объединяет всех этих птиц?
Дети: Все эти птицы – перелетные.
Воспитатель превращает листочек с заданиями в пятое предложение. Пятая картинка мнемотаблицы. (Птицы улетают в теплые края.)
Физминутка Осень
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел. (Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве. (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год. (Дети стоя весело хлопают в ладоши).
Воспитатель срывает с дерева шестой листочек с заданием.
В. Представьте, что мы идем гулять в осенний лес, где растут одни березы. Если в лесу одни березы, то лес какой?
Дети: березовый.
В. Если в лесу растут одни сосны, то лес какой?
Дети: Сосновый.
В. Если в лесу растут одни дубы, то лес какой?
Дети: Дубовый.
В. Если в лесу растут одни елки, то лес какой?
Дети: Еловый.
В. Если в лесу растут одни осины, то лес какой?
Дети: Осиновый.
В. Если в лесу растут одни клены, то лес какой?
Дети: Кленовый.
Воспитатель превращает листочек с заданиями в шестое предложение. Шестая картинка мнемотаблицы. (Все одевают теплую осеннюю одежду.)
Воспитатель срывает с дерева седьмой листочек с заданием.
В. Закончи предложение.
В. Зимой холодно, а летом …
Дети: Жарко.
В. Днем светло, а ночью….
Дети: Темно.
В. Дождик намочит, а солнышко…
Дети: Высушит.
В. Ручей узкий, а река…
Дети: Широкая.
В. Карабас злой, а Айболит…
Дети: Добрый.
Воспитатель превращает листочек с заданиями в седьмое предложение. Седьмая картинка мнемотаблицы. (Люди собирают урожай.)
Воспитатель срывает с дерева восьмой, последний листочек с заданием.
В. Расскажи о животных и сравни их. Картинки животных (Лиса, заяц)
Дети: Лиса это крупное хищное животное. У лисы большой, пушистый хвост и маленькие ушки. Она носит густую рыжую шерстку. На зиму ее не меняет, под шерсткой вырастает теплый пух.
Дети: У зайца маленький хвостик и большие, длинные уши. Имеет теплую серую шубку. На зиму он меняет ее на белую. Заяц – это травоядный зверек.
Воспитатель превращает листочек с заданиями в восьмое предложение. Восьмая картинка мнемотаблицы. (Животные готовятся к зиме.)
В. Ребята, Вы такие молодцы! Выполнили все задания и наш рассказ из картинок готов. Теперь мы сможем его прочитать.
Дети читают рассказ:
Наступила осень. С деревьев опадают листья. День становиться короче, а ночь длиннее. Солнце светит мало, идут проливные дожди. Птицы улетают в теплые края. Все одевают теплую осеннюю одежду. Люди собирают урожай. Животные готовятся к зиме.
В. Ребята, Вы большие молодцы! Спасибо за занятие!