Ленара Исхакова
Конспект НОД по развитию речи «Лексические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи. «Лексические игры и упражнения на тему».
09.03.22
Исхакова Л. Т.
Цель: активизировать речь детей, совершенствовать слуховое внимание, учить их импровизировать, Задачи:
Формирование словаря:
• Продолжать работу по обогащению словаря.
Звуковая культура речи :
• Совершенствовать фонематический слух.
Грамматический строй речи :
• Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах
• Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова.
Подготовка к обучению грамоте
• Упражнять в составлении предложений.
• Учить составлять слова из слогов (устно).
• Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Материал и оборудование: ИКТ технологии, диск Читаем по слогам.
Ход занятия:
Мы сегодня поиграем в словесные игры. Отгадайте, на какую тему будут игры?
1. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна – И горька, и солона. Кругом вода, А с питьём беда. (Море)
2. Согласование прилагательного с существительным.
-В: Где живут рыбы?
-В реке живут, какие рыбы? Речные
-В озере? Озерные
-В море? Морские
-В океане? Океанические
-В аквариуме Аквариумные
3. Подбери рифму
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как…. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая… рыбища
Эх сорвался мой улов,
Рассердился… рыболов.
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой…. рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день…. рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась… рыбалка
4. «Какое слово не подходит?»
Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
5. Физминутка «Капитан краб»
6. «Запомни и повтори»
Формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.
7. «Вопросы — ответы»
Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.
Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.
8. Интерактивная игра «Чистим море (слоговой анализ)» диск Читаем по слогам
9. Рассказ по мнемотаблице. Рассмотрение схемы – описания.
- Теперь, ребята, давайте с вами составим рассказы-описания тех рыб, которых мы знаем. С чего мы начнём наш рассказ? (С названия рыбы). Потом? (Какого размера). О чём дальше расскажем? (Какие есть части тела у рыбы). Затем? (Какого цвета рыба). Дальше мы расскажем о чём? (Где живёт рыба). Чем закончим рассказ? (Чем питается рыба). Пример рассказа.
- Ребята послушайте какой я придумала рассказ про камбалу.
Это камбала. Она плоская. У неё есть голова, глаза, рот, туловище, жабры, плавники и хвост. Тело рыбы покрыто чешуёй. Камбала коричневого цвета. Она обитает в море. Питается водорослями. 10 Составление рассказа по схеме детьми.
11. Рефлексия. В конце занятия предложить детям «Нарисуй любимого водного обитателя»