Елена Парсаданова
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Программные задачи: учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок; развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность; воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия:
1. Организационный момент: дети становятся в круг. Проводится игра психологического здоровья.
- Ребята, какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Основная часть:
- Ребята, хочу задать вам один вопрос. В какой стране мы с вами живём? Как называются жители нашей страны?
- Молодцы! Вы знаете, что Россия - большая страна, и её населяет много разных народов. А на каком языке мы с вами разговариваем?
- Верно! Красив и могуч наш русский язык. В древние времена, когда люди еще не знали букв и не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли сами: разные сказки, потешки, небылицы, поговорки. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, а та - своей. Сегодня мне очень хочется поговорить с вами о русских народных сказках.
- А вы любите сказки? (Ответы детей)
- А почему вы их любите? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?
- У меня для вас есть сюрприз. Я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
- Куда же исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
- Здесь какое-то письмо. От кого оно может быть? Сейчас мы это узнаем.
«Здравствуйте, ребята! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
- Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать.
Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. И как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей)
- Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)
- Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки» : дети называют сказку, воспитатель наматывает нить).
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Но нам надо клубочек об этом попросить.
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова)
«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!» (клубочек покатился к сундучку) СЛАЙД
- Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Спала не на раскладушке, а на кровати.)
- Вот и нашлась одна страница! СЛАЙД
- Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще страницы!» ( Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Теремок», «Заюшкина избушка». Дети называют сказку, героев)
- И вот еще три страницы нашлись! СЛАЙД
- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
- Нигде не видно ни одной страницы.
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
Физкультурная минутка «Герои сказок» СЛАЙД со звуком
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. Пока клубочек катится, я предлагаю сесть на стулья.
- Вот клубочек докатился до следующего задания. СЛАЙД
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – СЛАЙД показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Как получилось, что гуси-лебеди унесли братца? Кто Аленушке помогал спасать брата? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? СЛАЙД
(показ иллюстрации из сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»)
- Скажите, какая лиса в этой сказке? Кому можно посочувствовать в этой сказке? Почему?
- Вот мы и еще три страницы книги нашли.
- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу. СЛАЙД
- Ребята, клубок привел нас к нашим героям защитникам природы. Давайте вспомним, как их зовут: Умница, Ёлочка, Шалун и Тихоня. Ребята-эколята придумали начало сказки, но у них никак не получается её закончить. Давайте попробуем им помочь?
- Послушайте начало сказки:
«Во время непогоды после сильного ветра, из гнезда выпал маленький птенец воробья.
- Ой, ой, ой! Помогите! Спасите! – жалобно кричал птенец.
Но вокруг никого не было.
Вдруг из-за дерева, появилась огромная кошка. Она заметила беспомощного птенца и стала подкрадываться к нему всё ближе и ближе.
- Вот сейчас я полакомлюсь, - сказала кошка.
И только она приготовилась сделать прыжок, как вдруг….»
- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? Может кто-то помешал кошке? (предположения детей)
- А как можно закончить сказку? (дети предлагают свои варианты)
- Ребята, а как же мы назовём нашу сказку? (варианты ответов)
- Теперь давайте восстановим сказку. В этом нам помогут картинки. (один из детей рассказывает сказку) СЛАЙДЫ
- Вам понравилась сказка? Мне тоже очень она понравилась. А как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (ответы детей)
- Я думаю ребятам-эколятам тоже понравится эта сказка.
- Вот и последняя страница нашлась!
- Посмотрите, какую книгу мы с вами собрали! Каждый вечер будем ее читать, придумывать новые сказки! Вы все молодцы!
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? А кому было сложно выполнять задания? Какие? (ответы детей)
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно все откроет двери.
И что-то интересное подарит.
(Дети получают подарки от Бабы Яги и эколят).
- Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам – это медальки «Знатоки сказок»
- А ребята-эколята прислали вам раскраску «Защитники природы».
– Предлагаю наш клубок положить назад в мешочек, он нам может ещё пригодиться, а самим отправиться в группу.