Елена Луданова
Конспект НОД по развитию речи «Домашние животные. Дифференциация звуков [ч]-[щ]» в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи
Цель: - формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни домашних животных. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Домашние животные, Дифференциация звуков [ч]-[щ]“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: расширить и углубить представления детей о домашних животных, учить анализировать.
Развивающие : развивать связную речь. Активизировать словарный запас, развивать воображение, внимание, любознательность, память, мышление, восприятие.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, доброжелательность, инициативность, чувство товарищества. Воспитывать умение работать в коллективе, желание получить новые знания. Создать радостную атмосферу. Под музыкальное сопровождение выполнять движения-импровизации.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных, аудиозапись с танцем, картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный. Познавательное: познакомить с новыми словами - табун, стадо, отара.
Приё мы: беседы, загадывание загадок, погружение в игровую ситуацию.
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций, альбомов, составление рассказов по картинкам, проведение дидактических, подвижных игр.
Материалы: картинки с изображением домашних животных : корова, овца, собака, лошадь, колобок - смайлики, схемы для составления картинки, магнитофон, телевизор, картинки детеныши домашних животных.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости, поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Руки? - на месте!
Ноги? – на месте!
Локти? - у края!
Спинка? - прямая!
Отдых наш кончается, работа начинается. Усердно будим мы трудится, чтоб чему-то научиться.
Основная часть занятия.
Воспитатель: Мы сегодня отправился в путешествие. На чем отправляются в путешествие. Но я вам предлагаю отправиться на ковре самолёте. Прилетели в лес (музыка леса осеннего). А какое время года. (Осень) Ребята мы сегодня проведём конкурс. Разделимся на две команды. Дети делятся на 2 команды - «Солнышко», «Лучики».
Вам сейчас предстоит работать в группе. Для плодотворной работы необходимо соблюдать следующие правила: 1. Говори спокойно и ясно.
2. Говори только по делу.
3. Уважай мнение других.
Воспитатель: Я буду раздавать колобок, той команде кто правильно ответит, и кто первый поднимет руку. Я еще не сказала о ком мы с вами будем говорить, отгадайте мои загадки.
Воспитатель: в качестве разминки я предлагаю вам отгадать загадки.
1-занятие: «Отгадалки»
Большая, лохматая, сторожит дом. (Собака)
Спокойная, большая, рогатая, бодливая, даёт молоко. (Корова)
Сильная, стройная, быстроногая, выносливая, грузы возит. (Лошадь)
Толстая, неповоротливая, ленивая, грязная, хрюкает. (Свинья)
Кудрявая, коротко хвостатая, пугливая, дает шерсть. (Овца)
Тонконогая, рогатая, бодливая, бородатая, даёт молоко и шерсть. (Коза)
Пушистая, ласковая, игривая, ловит мышей. (Кошка)
Воспитатель: Скажите ребята, как можно одним словом назвать всех этих животных : овца, кошка, гусь, петух, корова, осел, свинья?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о домашних животных.
Воспитатель: Правильно, бывают домашние, а бывают дикие. В чем разница между домашними и дикими животными?
Дети: о домашних животных заботится человек : он дает им жилище, корм, уход, а дикие животные заботятся о себе сами.
Давным-давно, человек одомашнил диких животных. Первым домашним животным - стала собака. Она стала полезна на охоте, охраняла жильё. Со временем одомашнил и других животных. У всех домашних животных есть в дикой природе братья и сестры.
Воспитатель: называет дикое животное, а дети - домашнее. Воспитатель называет дикое животное, а дети - домашнее.
2-занитие: Волк – собака, заяц – кролик, кабан – свинья, рысь – кошка.
3-занятие: Игра: «Кто кем будет, когда вырастит»
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Я показываю детеныша животного, а команда называет взрослого животного и называет его.
Пример: Ребенок – теленок, папа – бык, мамам – корова.
Ребенок – козленок, папа – козел, мамам – коза.
Ребенок - щенок, папа - пес, мама-собака.
Ребенок - жеребенок, папа - конь, мама-лошадь.
Ребёнок - теленок, папа - бык, мама - корова.
Ребенок - котенок, папа-кот, мама-кошка.
Ребенок - ягненок, папа-баран, мама-овца.
Ребенок – цыпленок, папа – петух, мама – курица.
Ребенок – утенок, папа – селезень, мама – утка.
Ребенок – гусенок папа – гусь, мама - гусыня.
Ребенок – кролик, папа – крол, мама – крольчиха.
Ребенок – поросенок, папа – боров, мама- свинья.
Ребенок – ослик, папа – осел, мама – ослица.
Пауза. Воспитатель: Повторяем за мной. Главное произнести правильно звук. Я говору тихо вы громко. Я громко вы тихо. Говорю спокойно и вы спокойно.
Чу-чу-чу - я на волю улечу.
Чи-чи-чи - у солнца теплые лучи.
Ча-ча-ча - к Саше вызвали врача.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Че-че-че - сидит кошка на плече.
Воспитатель: Повторяем скороговорки.
1. Угощу щенка хрящом,
Поиграем с ним потом.
2. Ловко ищет вещи пудель,
Мой щенок ищейкой будет.
3. У кота усищи,
У кота глазищи,
У кота хвостище –
Вот какой котище!
Воспитатель: Отдохнули. Продолжаем играть.
4-й конкурс: Ребята, в каких сказках встречаются животные, давайте вспомним. Я называю животное, а вы сказку.
Коза - «Волк и семеро козлят».
Поросенок - «Три поросенка».
Петушок - «Кот и лиса».
Гуси - «Гуси-лебеди»
Курочка – «Курочка Ряба»
Козленок – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Кот, лиса и петух – «Кот, лиса и петух».
Бычок – «Смоляной бычок».
Коза – «Коза – дереза».
Кошка – «Кошкин дом»
Баран – «Храбрый баран».
Воспитатель: А теперь сказка, а вы животное.
«Хаврошечка» - корова.
«Бременские музыканты» - ослик, кот, собака, кошка петух.
Что за сказка: кошка, внучка, мышь, еще собака Жучка.
Деду с бабой помогли.
Музыкальная пауза: Под музыкальное сопровождение выполнять движения-импровизации. Песня: «Отгадай меня»
5-й конкурс: Поиграем с вами в игру, скажите, правда ли, что…
1. Свиньи несут яйца? (Нет, они дают мясо, сало, шкуру)
2. Овцы дают шерсть? (Да, а также мясо, молоко, шкуру)
3. Собаки ловят мышей? (Нет, они «работают» сторожами, спасателями, сыщиками и так далее)
4. Лошади используют как транспорт? (Да, а также некоторые народы используют в пищу молоко и мясо лошадей)
5. Кошки служат только ради забавы? (Нет, не только, они также ловят мышей и крыс)
6. Козы дают молоко, шерсть, пух? (Да)
7. Кролики дают мясо, пух и шкуру? (Да)
8. Гуси, куры, утки дают только мясо? (Нет, еще и яйца, перо и пух)
9. Коровы служат транспортом? (Нет, они дают молоко, мясо, шкуру)
Воспитатель: Молодцы.
6-й конкурс: «Хитрые вопросы».
Воспитатель: Какие домашние животные выкармливают своих детёнышей молоком? (Корова, лошадь, коза, овца, свинья, крольчиха, кошка, собака.)
По внешнему виду эти зверьки очень похожи: маленькая мордочка, длинные ушки, короткий хвост, тело покрыто шерстью. Своих детёнышей выкармливают молоком. Но один живёт в лесу, а другой — возле человека. Оба кормятся травой, но одному чаще достаются молодые веточки, а другому — морковка, капуста, картошка, сено. О каких зверьках идёт речь? (О зайце и кролике.)
Почему кошка всегда моется? (Действительно, кошка — очень чистоплотное животное. Кошка охотится на мышей — затаится и неожиданно нападает. А чтобы запах её не выдал, кошке надо часто мыться.)
Мышка тоже живёт в доме. Можно ли её считать домашним животным? (Нет, потому что все домашние животные приносят человеку пользу, а грызуны (мыши) приносят человеку вред: портят хлеб, овощи и фрукты в доме. А ещё они могут быть переносчиками некоторых болезней. Живут в доме они в основном зимой, когда на улице холодно и голодно. Люди всеми средствами стараются избавиться от мышей.
7 -й конкурс: «Один – много»
Один козленок – много козлят,
один теленок – много телят,
один жеребенок – много жеребят,
один ягненок – много ягнят,
один поросенок – много поросят,
один щенок – много щенков,
один котенок – много котят,
один крольчонок – много крольчат.
Воспитатель: Когда много лошадей, и пасутся на лугу, называется - табун. Когда много коров, быков и телят, и пасутся на лугу, называется – стадо. Когда пасут овец, баранов на лугу их там много, называется – отара. Их стерегут пастухи. Так называют людей, которые за ними смотрят.
Рефлексия: Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Кому мы сегодня помогли? Скажите, что будет с домашними животными, если мы их отпустим в лес? (они погибнут)
Воспитатель: Почему? (потому что они домашние и о них заботится человек).
Знаете ли вы, какое домашнее животное, крупное, с большими ветвистыми рогами, живет только на Севере? (СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ).
Северный олень, пожалуй, единственное бездомное домашнее животное. Человек не дал ему ни укрытия от непогоды, ни запасов корма, ни надежной защиты от волков. Олений мех обладает и другим завидным качеством: зимой кончики волосков как бы разбухают, утолщаются, и под кожей большой слой жира.
Подведение итогов.
Итог: - Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! На этом наши конкурсы закончились, большое спасибо. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали, о ком говорили? Что вам особенно запомнилось? Предлагаю подсчитать заработанные смайлики!