Татьяна Путылина
Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе «Викторина по русским и народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка Чесменский детский сад «Берёзка»
Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе
«Викторина по русским и народным сказкам»
Составила: Путылина Татьяна Николаевна,
воспитатель высшей категории.
с. Чесма 2015г.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе „Викторина по русским и народным сказкам“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
1. Закрепить знания детей о русских народных сказках (их многообразие, язык, персонажи, композиционное построение).
2. Учить высказывать свое мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказок, сравнивая положительное и отрицательное.
3. Закрепление знаний детей о художниках – иллюстраторах. Поупражнять в умении отличать особенности в творчестве некоторых художников.
4. Развивать логическое мышление, умение сопоставленье, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц.
5. Упражнение в умении образовывать однокоренные слова от слов :
- лес (лесной, леший, лесовик, перелесок);
- сказка (сказочный, пересказ, сказочник, подсказка);
- зима (зимний, зимушка, зимовье).
Оборудование:
1. Иллюстрации к сказкам.
2. Задания в конвертах, магнитофон с записями правил участия в викторине.
3. Песни для музыкальной физминутки.
4. Жетоны для поощрения за правильный ответ.
5. Эмблемы для каждого ребенка.
6. Сказочные герои : «лиса, медведь».
Ход организованной деятельности:
Воспитатель: Ребята мы с вами читали много русских народных сказок, созданных русским народом, ы сможете их отличить от авторских сказок. Одним словом, вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток сказок? Вот мы сегодня и узнаем. Многие люди играют в игру: «Что? Где? Когда?». Мы тоже сегодня поиграем в эту игру – викторину. Вы покажите свои знания о русских народных сказках. Какие вы сказки знаете?
Дети: Называют.
Воспитатель: Как в настоящей игре, у нас будет две команды. У каждой команды своя эмблема в виде роз. Посмотрите эмблемы и покажите их всем.
Входят сказочные герои : лиса медведь. Приносят волчок, задания в конвертах, «звуковое письмо».
Посмотрите, ребята, что нам принесли лиса и медведь. Давайте послушаем звуковое письмо (и дети прослушивают правила игры – викторины)
«Уважаемые знатоки!
Вас приветствуют жители страны сказок. Сейчас вы начнете увлекательное путешествие в нашу страну. В конвертах, которые вам принесли, содержатся вопросы – задания. Волчок укажет на конверт, на вопросы которого нужно ответить.
А теперь послушайте, какие правила необходимо выполнять во время игры – викторины.
- вопросы надо слушать внимательно;
- отвечать на задания может любой из вас, кто знает ответ и хочет ответить, для этого нужно поднять эмблему.
- за правильный ответ будет вручаться жетон.
- команда, набравшая больше жетонов, будет считаться победителем, и ей будет вручаться значок «Знаток сказок»
Удачи вам!»
Игра начинается!
Задание № 1 «Узнай персонажей сказок»
Воспитатель: показывает иллюстрации к сказкам и задает вопросы :
1. Назовите из какой сказки персонаж.
2. Как его зовут. Расскажите, какой он.
А)«Вымолвил словечко –
покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю».
(Емеля, сказка «По щучьему веленью)
Б) «Не лежалось на окошке – покатился по дорожке». (Колобок)
В) «А дорога далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок». (Маша и медведь).
Г) «Нет ни речки, ни пруда где воды напиться. Очень вкусная вода в ямке от копытца» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
Д) «Красна девица грустна, ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка!» (Снегурочка).
Е) «Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:
И доме том, в конце концов, стало множество жильцов» (Теремок).
Дети: На этой картине герои из сказки :
«Заяц-хваста». Заяц сначала хвастливый, врун и трус, а потом стал храбрым и т. д.
«Лисичка сестричка и серый волк». Волк в сказке доверчивый, глупый, простачок. Лиса – хитрая, умная, коварная.
«Маша и медведь». Маша – рукодельница, трудолюбивая, умная и догадливая, а медведь – доверчивый, простой, добрый.
Задание № 2 «Песенки персонажей русских народны сказок»
1. Песенка «Колобка»;
Козы из сказки «Волк и семеро козлят»;
Лисы из сказки «Петушок – золотой гребешок»;
Блин из сказки «Лохматый, крылатый да масляный».
-«Я колобок, колобок
По амбару метан
по сусекам скребен».
-«Козлятушки -ребятушки».
-«Несет меня лиса за темные леса».
-«Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка».
Задание № 3 «Мозаика из сказок»
Воспитатель: читает придуманные сказки, в которых действуют персонажи разных русских народных сказок, и просит детей отгадать: какие сказки перепутались.
1. «Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему веленью, ловись рыбка большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал волк бабку, бабка – внучку, внучка – жучку».
2. «Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в козленочка, увидела это Аленушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь Аленушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…»
Дети: В первом тексте перепутались сказки : «Лисичка – сестричка и серый волк», «По щучьему веленью», «Репка».
Во втором перепутались сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Хаврошечка».
Музыкальная пауза: музыкальные движения.
Задание № 4 «Детская игра «Кто лишний»
Выставляются силуэты персонажей из двух сказок. Дети отвечают на вопросы:
1. Угадайте кто лишний?
2. Почему?
Дети: Лишний «Медведь – его нет в сказке» «Лиса и журавль».
Царевич – заблудился, го нет в сказке «Гуси-лебеди».
Задание № 5
Воспитатель: Я начинаю сказку, а вы должны продолжить.
«Жил – был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо, приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж много зайцев. Вот он и начал хвастать…»
Дети: «У меня не усы, а усища, не лапы, а лапища, не зубы, а рубища – Я никого не боюсь». (Заяц - хваста).
Воспитатель: А теперь послушайте еще одну сказку : «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие которые родного брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка – Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, и прядет, она и прибирает…»
Дети: «А были у хозяйки три дочери, старшую звали Одноглазкой, среднюю Двуглазкой, а меньшую – Трехглазкой. Дочери только и знали, что гулять, а Хаврошечка на них работала…» (Крошечка – Хаврошечка)
Воспитатель: Ребята, какую сказку мы рассказали?
Задание № 6 «Расскажи отрывок из любимой сказки»
Воспитатель: Ребята вы много русских народных сказок знаете, но у каждого есть своя любимая. Кто хочет рассказать отрывок из своей любимой сказки?
Дети: рассказывают (3-4 сказки)
Задание № 7 «Кто больше придумает слов»
Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, а вы используя их, придумаете свои:
1. Сказка – сказочник, сказочный, подсказка, пересказ, сказательница.
2. Зима – зимний, зимовик, зимовье, озим.
3. Мороз – морозный, заморозить, подморозить, переморозить, Дед мороз, морозильник.
4. Снег – снеговик, снегурочка, снежный, снежинки, снежки.
Музыкальная пауза. «Игра в снежки»
Задание № 8 «Волшебные предметы и люди волшебники в сказках»
Воспитатель: Интересно, каких людей – волшебников вы знаете?
Дети: Дед Мороз. Снегурочка, Василиса Прекрасная, Старичок – лесовичок, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Феи, Ведьмы.
Воспитатель: А какие в сказках бывают волшебные предметы?
Дети: Сапоги – скороходы, щука, шапка – невидимка, печка, яблонька, скатерть – самобранка, волшебная палочка и дудочка, гусли, клубочки, наливное яблочко, зеркало.
Игра «Чудесные вещи»
Этюд: «Что такое счастье?
Воспитатель: Люди могут испытывать разные чувства. Попробуйте сейчас испытать и показать.
1. Осторожность
Передайте друг другу тяжелую хрустальную вазу так, чтобы она не разбилась.
2. Страх
Вы гуляете по лесу и вдруг … по ноге проползла холодная ядовитая змея.
3. Печаль, грусть
Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.
4. Веселье
Веселый клоун вас в цирке сильно рассмешил.
5. Радость
Вы получили новогодний кулек от Деда Мороза.
6. Счастье
Закройте глаза. Придумайте сами.
Когда человек ощущает счастье, какое оно? Откройте глаза. Покажите счастье и расскажите когда вы испытываете счастье.
Детская игра «Кто, что делает?»
Воспитатель: Волк
Дети: Охотится, завывает, грызет, злится.
Воспитатель: Медведь
Дети: спит, переваливается, сосет лапу, лакомится
Воспитатель: Лиса
Дети: Крадется, петляет, лакомится, заметает следы
Воспитатель: Заяц
Дети: Прыгает, прячется, скачет, дрожит
Воспитатель: Еж
Дети: колется, ползет, сворачивается в клубок
Воспитатель: Белка
Дети: Скачет, грызет, закапывает
Воспитатель: У одного из этих зверей не было домика.
Детская игра «У Кого?»
Дети: У зайца.
Воспитатель: А у остальных зверей домики имели свое название. Какой у кого домик?
Детская игра «Чье жилище?»
Воспитатель: У медведя
Дети: берлога.
Воспитатель: У лисы
Дети: Нора
Воспитатель: У белки
Дети: Дупло.
Воспитатель: У Волка
Дети: Логово
Воспитатель: У ежа
Дети: Нора
Воспитатель: Ребята все задания выполнены, на все вопросы вы ответили, сейчас посчитаем и определим, у кого больше жетонов, кто у нас знаток сказок. А еще определим, какая команда победила в нашей викторине «Что? Где? Когда?»
Победителю вручается значок «Знаток сказок». А команде - маленькие значки. Ну, а остальным участникам мы тоже приготовили подарок. Давай подарим друг другу улыбки».
Литература:
1. «Синонимы» Коваленко В. В., Коваленко С. В.
2. «Развитие речи» Затулина.
3.«Организация непосредственно- образовательной деятельности» Бондаренко.
4. Бабаева Т. И. Л. С. Римашевская «Игровые ситуации, игры, этюды».
5. Л. Е. Белоусова «Удивительные истории»
6. Хрестоматия для детей 5-6 лет.
7. Книга для чтения. 5-7 лет. Гербова В. В. ,И. П. Ильчук.
8. Конспекты интегрированных занятий. Аджи А. В.