Приложение МААМ

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе «Викторина по русским и народным сказкам»

Татьяна Путылина
Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе «Викторина по русским и народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка Чесменский детский сад «Берёзка»

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе

«Викторина по русским и народным сказкам»

Составила: Путылина Татьяна Николаевна,

воспитатель высшей категории.

с. Чесма 2015г.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе „Викторина по русским и народным сказкам“» размещена в разделах

1. Закрепить знания детей о русских народных сказках (их многообразие, язык, персонажи, композиционное построение).

2. Учить высказывать свое мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказок, сравнивая положительное и отрицательное.

3. Закрепление знаний детей о художниках – иллюстраторах. Поупражнять в умении отличать особенности в творчестве некоторых художников.

4. Развивать логическое мышление, умение сопоставленье, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц.

5. Упражнение в умении образовывать однокоренные слова от слов :

- лес (лесной, леший, лесовик, перелесок);

- сказка (сказочный, пересказ, сказочник, подсказка);

- зима (зимний, зимушка, зимовье).

Оборудование:

1. Иллюстрации к сказкам.

2. Задания в конвертах, магнитофон с записями правил участия в викторине.

3. Песни для музыкальной физминутки.

4. Жетоны для поощрения за правильный ответ.

5. Эмблемы для каждого ребенка.

6. Сказочные герои : «лиса, медведь».

Ход организованной деятельности:

Воспитатель: Ребята мы с вами читали много русских народных сказок, созданных русским народом, ы сможете их отличить от авторских сказок. Одним словом, вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток сказок? Вот мы сегодня и узнаем. Многие люди играют в игру: «Что? Где? Когда?». Мы тоже сегодня поиграем в эту игру – викторину. Вы покажите свои знания о русских народных сказках. Какие вы сказки знаете?

Дети: Называют.

Воспитатель: Как в настоящей игре, у нас будет две команды. У каждой команды своя эмблема в виде роз. Посмотрите эмблемы и покажите их всем.

Входят сказочные герои : лиса медведь. Приносят волчок, задания в конвертах, «звуковое письмо».

Посмотрите, ребята, что нам принесли лиса и медведь. Давайте послушаем звуковое письмо (и дети прослушивают правила игры – викторины)

«Уважаемые знатоки!

Вас приветствуют жители страны сказок. Сейчас вы начнете увлекательное путешествие в нашу страну. В конвертах, которые вам принесли, содержатся вопросы – задания. Волчок укажет на конверт, на вопросы которого нужно ответить.

А теперь послушайте, какие правила необходимо выполнять во время игры – викторины.

- вопросы надо слушать внимательно;

- отвечать на задания может любой из вас, кто знает ответ и хочет ответить, для этого нужно поднять эмблему.

- за правильный ответ будет вручаться жетон.

- команда, набравшая больше жетонов, будет считаться победителем, и ей будет вручаться значок «Знаток сказок»

Удачи вам!»

Игра начинается!

Задание № 1 «Узнай персонажей сказок»

Воспитатель: показывает иллюстрации к сказкам и задает вопросы :

1. Назовите из какой сказки персонаж.

2. Как его зовут. Расскажите, какой он.

А)«Вымолвил словечко –

покатилась печка.

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю».

(Емеля, сказка «По щучьему веленью)

Б) «Не лежалось на окошке – покатился по дорожке». (Колобок)

В) «А дорога далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок». (Маша и медведь).

Г) «Нет ни речки, ни пруда где воды напиться. Очень вкусная вода в ямке от копытца» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Д) «Красна девица грустна, ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка!» (Снегурочка).

Е) «Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

И доме том, в конце концов, стало множество жильцов» (Теремок).

Дети: На этой картине герои из сказки :

«Заяц-хваста». Заяц сначала хвастливый, врун и трус, а потом стал храбрым и т. д.

«Лисичка сестричка и серый волк». Волк в сказке доверчивый, глупый, простачок. Лиса – хитрая, умная, коварная.

«Маша и медведь». Маша – рукодельница, трудолюбивая, умная и догадливая, а медведь – доверчивый, простой, добрый.

Задание № 2 «Песенки персонажей русских народны сказок»

1. Песенка «Колобка»;

Козы из сказки «Волк и семеро козлят»;

Лисы из сказки «Петушок – золотой гребешок»;

Блин из сказки «Лохматый, крылатый да масляный».

-«Я колобок, колобок

По амбару метан

по сусекам скребен».

-«Козлятушки -ребятушки».

-«Несет меня лиса за темные леса».

-«Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка».

Задание № 3 «Мозаика из сказок»

Воспитатель: читает придуманные сказки, в которых действуют персонажи разных русских народных сказок, и просит детей отгадать: какие сказки перепутались.

1. «Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему веленью, ловись рыбка большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал волк бабку, бабка – внучку, внучка – жучку».

2. «Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в козленочка, увидела это Аленушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь Аленушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…»

Дети: В первом тексте перепутались сказки : «Лисичка – сестричка и серый волк», «По щучьему веленью», «Репка».

Во втором перепутались сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Хаврошечка».

Музыкальная пауза: музыкальные движения.

Задание № 4 «Детская игра «Кто лишний»

Выставляются силуэты персонажей из двух сказок. Дети отвечают на вопросы:

1. Угадайте кто лишний?

2. Почему?

Дети: Лишний «Медведь – его нет в сказке» «Лиса и журавль».

Царевич – заблудился, го нет в сказке «Гуси-лебеди».

Задание № 5

Воспитатель: Я начинаю сказку, а вы должны продолжить.

«Жил – был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо, приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж много зайцев. Вот он и начал хвастать…»

Дети: «У меня не усы, а усища, не лапы, а лапища, не зубы, а рубища – Я никого не боюсь». (Заяц - хваста).

Воспитатель: А теперь послушайте еще одну сказку : «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие которые родного брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка – Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, и прядет, она и прибирает…»

Дети: «А были у хозяйки три дочери, старшую звали Одноглазкой, среднюю Двуглазкой, а меньшую – Трехглазкой. Дочери только и знали, что гулять, а Хаврошечка на них работала…» (Крошечка – Хаврошечка)

Воспитатель: Ребята, какую сказку мы рассказали?

Задание № 6 «Расскажи отрывок из любимой сказки»

Воспитатель: Ребята вы много русских народных сказок знаете, но у каждого есть своя любимая. Кто хочет рассказать отрывок из своей любимой сказки?

Дети: рассказывают (3-4 сказки)

Задание № 7 «Кто больше придумает слов»

Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, а вы используя их, придумаете свои:

1. Сказка – сказочник, сказочный, подсказка, пересказ, сказательница.

2. Зима – зимний, зимовик, зимовье, озим.

3. Мороз – морозный, заморозить, подморозить, переморозить, Дед мороз, морозильник.

4. Снег – снеговик, снегурочка, снежный, снежинки, снежки.

Музыкальная пауза. «Игра в снежки»

Задание № 8 «Волшебные предметы и люди волшебники в сказках»

Воспитатель: Интересно, каких людей – волшебников вы знаете?

Дети: Дед Мороз. Снегурочка, Василиса Прекрасная, Старичок – лесовичок, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Феи, Ведьмы.

Воспитатель: А какие в сказках бывают волшебные предметы?

Дети: Сапоги – скороходы, щука, шапка – невидимка, печка, яблонька, скатерть – самобранка, волшебная палочка и дудочка, гусли, клубочки, наливное яблочко, зеркало.

Игра «Чудесные вещи»

Этюд: «Что такое счастье?

Воспитатель: Люди могут испытывать разные чувства. Попробуйте сейчас испытать и показать.

1. Осторожность

Передайте друг другу тяжелую хрустальную вазу так, чтобы она не разбилась.

2. Страх

Вы гуляете по лесу и вдруг … по ноге проползла холодная ядовитая змея.

3. Печаль, грусть

Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.

4. Веселье

Веселый клоун вас в цирке сильно рассмешил.

5. Радость

Вы получили новогодний кулек от Деда Мороза.

6. Счастье

Закройте глаза. Придумайте сами.

Когда человек ощущает счастье, какое оно? Откройте глаза. Покажите счастье и расскажите когда вы испытываете счастье.

Детская игра «Кто, что делает?»

Воспитатель: Волк

Дети: Охотится, завывает, грызет, злится.

Воспитатель: Медведь

Дети: спит, переваливается, сосет лапу, лакомится

Воспитатель: Лиса

Дети: Крадется, петляет, лакомится, заметает следы

Воспитатель: Заяц

Дети: Прыгает, прячется, скачет, дрожит

Воспитатель: Еж

Дети: колется, ползет, сворачивается в клубок

Воспитатель: Белка

Дети: Скачет, грызет, закапывает

Воспитатель: У одного из этих зверей не было домика.

Детская игра «У Кого?»

Дети: У зайца.

Воспитатель: А у остальных зверей домики имели свое название. Какой у кого домик?

Детская игра «Чье жилище?»

Воспитатель: У медведя

Дети: берлога.

Воспитатель: У лисы

Дети: Нора

Воспитатель: У белки

Дети: Дупло.

Воспитатель: У Волка

Дети: Логово

Воспитатель: У ежа

Дети: Нора

Воспитатель: Ребята все задания выполнены, на все вопросы вы ответили, сейчас посчитаем и определим, у кого больше жетонов, кто у нас знаток сказок. А еще определим, какая команда победила в нашей викторине «Что? Где? Когда?»

Победителю вручается значок «Знаток сказок». А команде - маленькие значки. Ну, а остальным участникам мы тоже приготовили подарок. Давай подарим друг другу улыбки».

Литература:

1. «Синонимы» Коваленко В. В., Коваленко С. В.

2. «Развитие речи» Затулина.

3.«Организация непосредственно- образовательной деятельности» Бондаренко.

4. Бабаева Т. И. Л. С. Римашевская «Игровые ситуации, игры, этюды».

5. Л. Е. Белоусова «Удивительные истории»

6. Хрестоматия для детей 5-6 лет.

7. Книга для чтения. 5-7 лет. Гербова В. В. ,И. П. Ильчук.

8. Конспекты интегрированных занятий. Аджи А. В.

Публикации по теме:

Развивающая среда в группеРазвивающая среда в группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигалчского муниципального района Костромской.

Сценарий развлечения для детей средней группы «Карлсон в гостях у ребят» Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка Чесменский детский сад "Берёзка" Сценарий развлечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе «Викторина по русским и народным сказкам»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 11:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию познавательных способностей в старшей группе «Викторина по русским и народным сказкам»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Путылина (УИ 187077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД