Ли Светлана
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств и связной речи «Комнатные растения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Коррекционно- образовательные:
- уточнение, активизация и актуализация по теме «Комнатные растения»;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными две и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.
2. Коррекционно -развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств и связной речи „Комнатные растения“ в старшей группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук, определение твердого и мягкого согласного звука, зрительного внимания, восприятия, мышления, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движениями.
3. Коррекционно- воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности,
- воспитание у детей эмоционально-положительного отклика с желанием ухаживать за комнатными растениями.
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», "Физическое развитие" Методы и приё мы:1) игровой;2) наглядный;3) словесный;4) наглядно-действенный.
Оборудование и материалы: комнатные растения, карточки-символы, изображающие строение растений, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды, наборы квадратиков для звукового анализа, стаканчики и листья бегонии(15 шт., лейка с водой, кукла Буратино.
Предварительная работа: наблюдение и рассматривание комнатных растений, беседы о них; составление словосочетаний : две бегонии, две фиалки, две герани. Работа над сложноподчиненным предложением со словами для того чтобы на индивидуальном занятии с логопедом. Чтение стихотворений и загадок о природе, рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения»
Ход занятия:
1. Организационный
Cпасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
2. Основная часть
Дети, давайте посмотрим в окно и подумаем какое время года сейчас на улице? А кто скажет какой месяц? Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы детей).
Но в группе у нас нет деревьев, кустов, песка, камней. О чем пойдет речь? Вот загадка-подсказка.
Очищают воздух,
создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Как называются растения, которые растут в комнате? (ответы детей)
Да, это комнатные растения. Это такая же часть живой природы.
Как вы думаете, чем полезны растения? (ответы детей). Правильно, они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему.
Дети я думаю, что вы знаете, как называются в вашей группе растения. Вы должны будете отгадать загадки, что это за растение и показать его.
Послушайте загадку:
Куст оконный и балконный
Лист пушистый и душистый
А, цветы на окне
Словно шапка в огне. (Герань)
Покажите герань.
Послушайте еще одну загадку.
Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок.
Мне отдать его не жалко
Подарить дружку (Фиалку)
Давайте представим, что у нас не одно, адве и пятьрастений. У меня две герани и пять гераней.. У меня две бегониии пять бегоний. У меня две фиалки и пять фиалок.
4. Звуковой анадиз слова ФИАЛКА. Дети самостоятельно выкладывают схему слова, а логопед в ходе выполнения задания задает детям вопросы. Какой первый звук в слове? Почему взял зеленый квадрат? - Он обозначает мягкий согласный звук.
5. Физкультминутка:
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай (Вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка. (Наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
6. Игра "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры)
Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, молодцы!
7. Рассказы о комнатных растениях по схеме.
На магнитной доске схема рассказа о комнатных растениях. Выберите каждый,о каком растении будете составлять рассказ. Сначала назовите растение, потом скажите, комнатное оно или садовое, опишите его части, расскажите об уходе за ним.
1-й ребенок. Это герань. Герань – комнатное растение. У нее есть стебли, округлые волнистые, светло-зеленые листья. Есть нежные розовые цветы. Герань нужно поливать для того чтобы она не завяла. Листья герани нужно протирать для того чтобы они дышали.
Аналогично составляется рассказ о фиалке.
8. Д/игра «Собери цветок» (проводится индивидуально за столами)
9. Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне, (Показать руками цветок.)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание (Движение пальцами вместе – врозь.)
Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз, тыльной стороной прижать
друг к другу, пальцы развести.)
10. Игра «Поможем Буратино»
Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришел? (Буратино) А что Буратино держит в руках? Ребята, это же листочки бегонии! Буратино, откуда они у тебя?
Буратино : Я принес эти листья в подарок всем детям.
Спасибо, Буратино! Но эти листья могут высохнуть, а из них может вырасти красивое растение. Подойдите все к столу (на столе стоят стаканчики по количеству детей, лейка с водой). Ребята, давайте поставим листья в стаканчики с водой., Нужно написать на стаканчиках ваши имена.
Будем наблюдать как изменятся листочки через несколько дней.
11. Итог занятия:
Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, а потом оценивает их работу.
Рефлексия. Давайте вместе с вами нарисуем на следующем занятии комнатное растение, которое вам больше всего понравилось.
В логопедическом кабинете будем наблюдать за ростом наших листиков, за появлением корешков.
Автор:
Ли С. И.