Получи документы

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки» (9 фото)

Лилия Агеева
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки»

онспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.

Темочки:

- систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).

- прививать потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

- познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

- расширять кругозор и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

- приобщать детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры и хороводы.

Предварительная работа:

1) Беседы и чтение сказок, былин о русских богатырях;

2) Знакомство детей с народными закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;

3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;

4) Разучивание народных подвижных игр, и хороводов.

6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, лучина, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки, платочек для игры, музыкальные инструменты: гармошка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.

Ход:

(группа украшена в стиле русской избы)

Воспитатель (Варврушка) в рус. нар. костюме:

Поговорки и скороговорки,

Именины и крестины,

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.

Мы колядовать ходили,

Хоровод весной водили.

А в крестьянской – то избе (показывает рукой)

Знаем что теперь и где.

Выходят дети русских народных костюмах) под русскую народную песню и заводят хоровод «На дворе – то калина, калина»

После хоровода Варварушка :

- Давно вас дожидаюсь, к встрече с вами я готовилась. Меня зовут Варварушка. Посмотрите как у меня празднично и нарядно, тепло да уютно. Милости прошу в гости, в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу.

(дети присаживаются, рассматривая избу).

Вы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней я принимаю гостей. Дети что вы здесь видите?

Дети: печка, стол, лавка, сундук.

Варварушка : Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Дети: печка.

Варварушка : В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Звучит загадочная музыка. Печка «оживает»

Печка (говорит нараспев) :

Рада видеть вас у печки,

Без меня и дом пустой

Я и жарю, я и парю

И зимой со мной тепло.

Элина: Ой, ты печка-сударушка

Помоги нам, боярушка:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Варварушка : Ребята, посмотрите иллюстрации русских народных сказок, вам надо выбрать только те иллюстрации, в каких сказках упомяналась русская печь?

Дети: «По щучьему велению», «Гуси - лебеди», «Колобок», «Лиса и заяц», «Царевна - лягушка»

Варварушка : Отгадайте загадки:

У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок) Посмотрите, вот он.

Рогат, а не бодает,

Не ест еду, а хватает.

Хватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

А еще в моей горнице есть и другие предметы. Кто мне скажет это что?

Дети : Это стол, а на столе скатерть, рядом со столом стоит лавка, на столе стоит посуда.

Варварушка : Какая посуда?

Дети: (ложки, кружка, тарелка, самовар)

Варварушка : Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали?

Дети: (хохлома, дымка,филимоновская)

Варварушка : Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду?

Дети: из дерева и глины.

Варварушка : Ребятушки, посмотрите (показывает на деревянное корыто, как вы думаете, что это, и для чего оно предназначалось?

Дети: Это корыто.

Варварушка : Правильно, эту деревянную емкость использовали для рубки капусты и мяса. Изготовляли корыто из липы. Обратите внимание вот на этот диковинный предмет, что это? (показывает на плетеный короб).

Дети: Короб

Варварушка : Конечно это короб, его использовали для перемещения и хранения как продуктов, так и вещей. Плели такие коробы из ивовой лозы.

Варварушка : Ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Варварушка : Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Дети: (дети дают предположительные ответы).

Варварушка : Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

(пробуем открыть, но ничего не получается).

Варварушка : Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, открывается тогда, когда вы вспомните русские народные пословицы.

Дети: «Не красна изба углами, красна пирогами», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд кормит, а лень портит», «Дело мастера боится»;

Варварушка открывает сундук, и оттуда достает куклу в русском народном костюме и полотенца.

Варварушка :

Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры,

Все в букетах дивных роз,

Может вывел их мороз?

Дети: нет, узоры вышиты руками мастериц.

Варварушка :

Сарафан с каемочкой до самых пят,

Русская рубашечка упрямый взгляд.

Жемчугами вышита девичья краса,

Ах, какая длинная девичья коса!

Варварушка : Ребятушки, мы с вами одеты в русские национальные костюмы. Девочки, что на вас одето? (сарафан, рубаха) Такие наряды носили русские женщины и девушки, значит этот наряд, какой?

Дети: женский

Варварушка : А во что одеты мальчики (рубаха косоворотка, штаны, кушак)

Такие наряды носили мужчины, парни. Значит, это наряд, какой?

Дети:(Мужской)

Варварушка : Люди в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. А сейчас мы с вами поиграем – хоровод «Кукушка». (Считалкой выбирается водящий) :

Уж как зоренька – заря

Русы косыньки плела.

Кто те косы расплетет,

Первый кон водить идет! (дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и произносят:

«К нам кукушка в огород прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, кто кукует отгадай». Варварушка указывает на любого ребенка в кругу.

Ребенок пропевает «Ку - ку». Водящий должен угадать по голосу. По окончании игры гаснет свет.

Варварушка : Ой, ребятушки, пока мы с вами играли, в моей избе мрачно стало. Зайдем в избу, и посмотрим, что же случилось? В старину электричества не было, и люди придумали лучину. Лучина, это тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи, или для освещения избы.

Варварушка : Давайте и мы сейчас попробуем зажечь лучинку, чтоб она освещала нашу горницу. (Зажигают лучину, включается свет).

А сейчас я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.

Очи – глаза

Изба-дом

Рушник-полотенце

Лучина-лампочка

Колыбелька-кроватка

Кушак-пояс

Чугунок-кастрюля

Картуз-кепка

Варварушка : Молодцы, а сейчас мы посмотрим, что же еще есть в моем сундучке? Называйте пословицу

Дети: «Жизнь прожить – не поле перейти», «Где родился – там и пригодился», «Работа не волк – в лес не убежит»(сундучок открывается)

Варварушка : Ребятки посмотрите, это мои ленточки, и платочки, с которыми мы играем, и водим хороводы.

Варварушка : Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Ровно, ровно друг за другом» Дети встают в круг, держась за руки. Водящий (Варварушка) – ходит за спиной игроков с платочком.

С последними словами Варварушка осторожно встает между играющими, дети бегут в разные стороны по кругу, стараясь первым занять свое место.

Варварушка : Ребятки, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам о том, что в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать, да так, чтоб в словах не ошибиться скороговорками. А вы знаете скороговорки?

Дети: (рассказывают скороговорки).

Варварушка : Наверное, еще что-то есть в моем сундучке, сейчас посмотрим, кто еще знает пословицу:

Дети: «Глаза боятся, а руки делают», «Тише едешь – дальше будешь», «Готовь сани летом, а телегу зимой»(сундучок открывается)

Варварушка : Ребятушки, это что?

Дети: музыкальные инструменты.

Варварушка : Назовите, какие?

Дети:.ложки,, трещотки, бубенцы, колокольчики, бубен, маракасы, румбала.

Варварушка : Вы хотели бы на них поиграть, стать музыкантами?

Дети: Да

Дети исполняют русскую народную песню «На дворе - то калина, калина»

Варварушка : Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные!

Ну что подойдем к сундучку, да отопрем его. Кто еще знает пословицы?

Дети: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Нет худа без добра»

Варварушка : Ребятки это же мой узелок. В нем лежат кусочки ткани-лоскутки, солома, я часто в свободное время делаю куколок, моя матушка меня научила. Это кукла, она из соломы. Такую куклу раньше называли «Кукла - оберег», и хозяйки ее берегли, хранили ее, и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку, из ложки и платочка. А вы хотите сделать самую простую куклу из платочка?

Дети: Да

Варварушка : Тогда приступаем к работе. (дети выполняют куколку из платочка). Ребятушки, посмотрите, какие у вас получились разные, и очень красивые куколки.

Варварушка : Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу! Что нового мы сегодня узнали? Что вам было особенно интересно? Жду вас вновь, чтобы продолжить знакомство с традициями русского народа.

Дети под русскую народную песню «На дворе – то калина, калина» уходят

Фото «В гостях у Варварушки»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе - фото
онспект НОД по приобщению детей к истокам русской Народная культура фольклор народной культуры в старшей группе В гостях у Варварушки Цель познакомить детей с жизнью бытом и творчеством русского народа приобщать к народным традициям и обычаям Задачи познакомить детей с избой жилищем крестьянской семьи с предметами русского быта Темочки Конспекты занятий прививать потребность в изучении традиций обычаев быта русского народа познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки»
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 18:52
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Агеева (УИ 1928839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД