Здорикова Ирина Михайловна
Конспект НОД по правовому воспитанию «Имею право жить» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по правовому воспитанию «Имею право жить» в средней группе.
Цель: Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, а также на своё жильё – государство заботиться об этом.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по правовому воспитанию „Имею право жить“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: Формировать представление о правах детей. Знакомить детей с основными правами человека (право на жизнь, право на здоровое и безопасное развитие, право на жильё).
Развивающие: Развивать внимание, память, мышление.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: Конвенция о правах, символ, очаг, избушка, собственность, крепость, жилище, пещеры, логово, сирота, «дом без угла».
Воспитательные : Воспитывать чувство самоуважения и уважение к друг к другу.
Предварительная работа: Беседы: «Имею право жить», «Дом нужен всем», «Мои права и обязанности дома и в обществе»; рисование на тему «Дом»; чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка» «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса», «Муха-Цокотуха», «Морозко»; пальчиковые театры: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Зимовье», «Колобок»; рассматривание иллюстраций о семье, по правилам безопасного поведения, сюжетных картинок.
Дидактическое обеспечение: Символы: «Символ право на жизни»,»Символ право на здоровое и безопасное развития», «Символ право на жильё»; картинки: медведя, лисы, зайцу, волка, человека, птицы, белки, муравья, собаки; иллюстрация пещеры, магниты, указка; картинки с правилами безопасности, костюмы: зайчика и лисы.
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное, речевое, безопасность, познание, чтение художественной литературы.
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная.
Ожидаемый результат:, Осознания детьми, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, а также на своё жильё.
Индивидуальная работа: с Соней Т., Мишей В., Ирой М. - активизировать активность на НОД.
Ход
(Дети заходят в группу)
1. Вводная часть.
Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришло много гостей, поздоровайтесь.
(Дети здороваются)
Воспитатель : А теперь, давайте сделаем круг. (Проводится релаксация.)
Приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни. Присаживайтесь ребята на стульчики.
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель : Скажите мне, ребята, благодаря кому вы появились на свет?
(Ответы детей)
Воспитатель : Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы?
(Ответы детей).
2. Основная часть
1. Воспитатель : Сегодня мы с вами будем говорить о правах человека.
(Воспитатель читает стихотворение)
Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают.
У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся: государство, родители, воспитатели, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни. В Конвенции, а это специальный документ о правах ребенка, записано, что главное право каждого человека –
право на жизнь, и маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить.
Ребята, что для вас значит «жить»? Как бы вы хотели прожить свою жизнь?
(Размышления детей).
Воспитатель : Когда-то маленький мальчик написал на своё м рисунке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду Я!
Воспитатель : Посмотрите, ребята, на этот символ назовём его «Право на жизнь». Каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство. (воспитатель прикрепляет на доску символ).
Подумайте и скажите в каких сказках нарушено право на жизнь?
(Ответы детей. «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Три поросёнка», «Муха-Цокотуха» и др.)
Воспитатель : Итак, что означает этот символ?
(Ответы детей).
Воспитатель : Правильно, символ «Право на жизнь». Ребята, я буду читать стихотворение, а вы мне помогайте, вставайте и повторяйте за мной движения: Проводится разминка.
По извилистой дорожке (шагают на месте)
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами (подносят поочерёдно правую и левую руку ко лбу)
Шёл малыш знакомиться с правами. (шагают на месте)
Садитесь ребята и слушайте дальше.
(воспитатель читает продолжение стихотворения)
2ч. Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорожку умницу сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Ребята, умные люди придумали для всех людей на Земле – и для детей, и для взрослых - особые правила поведения человека дома, на улице, в автомобиле, в общественных местах. Если вы будете знать и соблюдать эти правила, то с вами ничего плохого не случиться. И ваши родные всегда будут радоваться, что вы растёте такими умными и здоровыми. Ребята, вы должны учиться быть осторожными, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью своих друзей.
Как предупредить несчастные случаи? Можно ли их избежать? Как вы думаете, ребята?
(Ответы детей).
Воспитатель : Правильно, для этого нужно соблюдать правила безопасного поведения. Ребята, поиграем в игру «Назови правила поведения». Какие правила поведения вы уже знаете, о каких слышали от взрослых? У меня на столе лежат картинки, которые вам помогут вспомнить вам эти правила.
Проводится дид. игра «Назови правила безопасного поведения».
(Воспитатель показывает картинки, дети называют правила и поясняют).
* Правила дорожного движения.
* Правила пешехода.
* Правила в общественных местах.
* Правила обращения с огнем.
* Правила обращения с опасными, острыми предметами.
* Правила обращения с животными.
* Правила хорошего поведения и др.
Воспитатель : Эти правила мы должны строго соблюдать, чтобы не причинить вред себе и другим. Хорошо, правила мы вспомнили, а теперь приглашаю ребят рассказать стихи о правилах безопасного поведения. (Арсений, Геля, Эльза)
1. Гвозди, ножницы и скрепки
Не клади на табуретки
Всё опасно и смотри
Сам без спроса не бери.
2. Огонёк всегда такой-
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет
И проказничать умеет.
3. Таня в доктора играла,
Из аптечки всё достала
Только строгий Айболит
Ей с укором говорит:
Пусть похожи на конфетки
Разноцветные таблетки,
Но они не для детей
Трогать их сама не смей.
Воспитатель : Молодцы, ребята. Посмотрите, на этот символ мы назовём его «Право на здоровое, безопасное развитие». Мы его также прикрепим на доску (прикрепляет).
Итак, какой же мы можем сделать вывод?
Воспитатель : Никто не имеет право отбирать жизнь у другого человека и причинять вред здоровью. Каждый имеет право на жизнь и на здоровое безопасное развитие. (воспитатель обводит указкой символы)
2. А, теперь немножко отдохнём, вставайте.
Проводится физминутка. «На поляне дом открыт».
Описание.
На поляне дом стоит, (дети поднимают руки, делают крышу)
Ну, а к дому путь закрыт, (руки перед грудью накрест)
Мы ворота открываем, (руки в стороны)
В гости всех мы приглашаем.
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель : У человека был всегда дом. В самые древние времена люди жили в пещерах. (показ иллюстрации). Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Во все времена дом - очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.
(Слышится шум)
Воспитатель : Это, что ещё за шум за дверью?
(забегают лиса и заяц)
Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь. Ребята со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет).
Лиса: А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что подумаешь какой? Другой дом себе найдешь.
Заяц: Но ведь это мой дом. (плачет). Не имеешь права меня выгонять.
Лиса: Я в лесу хозяйка. На всё имею право.
Воспитатель : Ребята, из какой сказки эти герои?
(Ответы детей)
Воспитатель : Да, из сказки «Заюшкина избушка».Подожди Лиса, успокойся, ты знаешь, каждый имеет право на свой дом. Лучше садитесь с нами и послушайте, сейчас мы вам об этом расскажем.
(Герои садятся на стульчики).
Воспитатель : Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Послушайте, будьте внимательны.
(воспитатель читает пословицы)
1. Без хозяина дом - сирота!
Воспитатель : Что, это означает- дом сирота? Объясните смысл пословицы.
(Ответы детей)
2. Человек без угла, что птица без крыла.
Воспитатель : Что может означать эта пословица?
(Ответы детей).
Воспитатель : Ребята, чтобы наших героев помирить, давайте поиграем. Вставайте, игра вам знакома. «Зайчики и лиса».
Проводится игра «Зайчики и Лиса»
Описание игры: Дети прыгают, вместе с Зайчиком, Лиса стоит в сторонке, на слова воспитателя : «Прячьтесь, зайки, лиса идёт!», дети (зайчики) - прячутся (бегут к кустику, а ребёнок (лиса) – ищет их.
(Садятся на стульчики).
Воспитатель : А, теперь я предлагаю поиграть в игру «Кому, какой дом?» Будьте внимательны, не перепутайте.
Проводится дид. игра «Кому, какой дом»
(Воспитатель показывает картинки зверей)
Медведю – берлога,
Белке -.
Птице -.
Волку-…
Собаке -.
Лисе-…
Муравью-…
Зайцу-…
Человеку -.
(дети садятся)
Воспитатель : Молодцы, хорошо вы поиграли, все домики отгадали. Какой ребята мы можем сделать вывод?
(Ответы детей)
Воспитатель : Каждому нужен свой дом. Обозначим это право, символом. «Право на жильё». (воспитатель прикрепляет символ на доску).
Воспитатель : Ребята, имеет ли право лиса, выгонять зайчика?
(Ответы детей)
Воспитатель : Лиса ты не имеешь право выгонять Зайца из его дома. Теперь ты поняла, что не права?
Лиса: Ну, хорошо я больше не буду.
Воспитатель : Лиса с Зайчиком уже помирились. Давайте проводим их в свою сказку. Доброго вам пути!
(герои уходят, (дети садятся на стульчики)
3. Заключительная часть.
Воспитатель : Ребята, что нового и интересного мы узнали сегодня на занятии?
(Ответы детей).
Воспитатель : Теперь мы знаем, что у детей, как и у взрослых есть права. Давайте вместе назовём эти права (дети называют, а воспитатель поочерёдно показывает на символы)
Право на жизнь, право на здоровое, безопасное развитие, также право на своё жильё. На следующих занятиях мы будем знакомиться с другими правами, а на сегодня наше занятие закончено.